Яндекс.Метрика Раннее выявление нарушений слуха у детей – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
ГлавнаяКабинет здорового ребенкаСтатьи по темеРаннее выявление нарушений слуха у детей

Раннее выявление нарушений слуха у детей

Раннее выявление нарушений слуха у детей
Кайгородова Эльвира Леонидовна, Рудакова Алла Витальевна
врачи-сурдологи МАУ "ГКБ №14"

Сегодня отмечается тенденция к росту числа больных с тугоухостью. В нашей стране разработана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности. Система предусматривает учет факторов риска по тугоухости и глухоте и проведение аудиологического скрининга.

Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть достигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров и сурдологов.

Родители и другие члены семьи – первые, кто обращает внимание на возможные проблемы со слухом у ребёнка. Первые годы жизни ребёнка самые важные для развития речи, познавательных и эмоциональных умений.

Раннее выявление нарушений слуха, своевременное слухопротезирование или проведение кохлеарной имплантации – это шанс для интеграции в обычную речевую среду!

Памятка – вопросник для участковых педиатров, медсестер, родителей и воспитателей.

При отрицательных ответах на любой из вопросов с 1 по 12, при положительном ответе на 13 вопрос — ребенка необходимо направить к сурдологу.

1. Вздрагивает ли новорожденный при резком звуке (хлопке) на расстоянии 1 — 2 метра?

2. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5-2 мес. на речь взрослого гулением или улыбкой?

3. Трехмесячный ребенок перестает двигаться или плачет, когда с ним начинают разговаривать? Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках?

4. Начинают ли у ребенка в возрасте 4 мес. появляться реакции поворота головы в сторону источника звука?

5. В возрасте 5 месяцев ребенок ищет глазами источник звука, гулит?

6. В возрасте 6 месяцев ребенок улыбается или протягивает руки на приятный, знакомый звук или голос, гулит?

7. Определяет ли 7-8-месячный ребенок положение источника звука слева, справа?

8. 9-месячный ребенок подражает знакомым звукам (первые слоги: ма, па, ба)?

9. 10-месячный ребенок поворачивается на голос позади него?

10. Различает ли 12-месячный ребенок слова и фразы, понимает обращенную речь? Повторяет за взрослым первые слова?

11. К 1,5 годам ребенок самостоятельно произносит отдельные слова?

12. 2-летний ребенок указывает на знакомые предметы, когда Вы их называете или приносит их по Вашей просьбе?

13. При общении с взрослыми или с другими детьми ребенок в значительной степени использует мимику и жесты? Есть впечатление, что поведение ребенка отличается от сверстников?

           

Скрининг-тесты для ребенка 2 - 3 лет:

При положительных ответах на любое из приведенных ниже утверждений ребенка необходимо направить к специалисту для проверки состояния слуховой функции. В направлении необходимо указать, какой именно фактор вызывает настороженность.

1.      не поворачивается сразу, если его негромко позвать по имени;

2.      не обращает внимания на окружающие звуки;

3.      не откликается, когда зовут из другой комнаты;

4.      не реагирует на необычный звук или не определяет, откуда он исходит;

5.      не говорит, как его ровесники, словарный запас скуден, не пополняется;

6.      гиперактивен, действия в игре сопровождает жестикуляцией, без слов;

7.      спокоен, любит играть один, играет молча, речи нет;

8.      незаметно растущего понимания речи окружающих,

9.      не использует слова для общения или просьбы, предпочитает жесты;

10.    не выполняет словесные просьбы или инструкции.

 

Скрининг-анкета для родителей ребенка дошкольного возраста

              

Уважаемые родители!

Врачи детской поликлиники предлагают вам ответить на вопросы небольшой анкеты, которая поможет распознать у ребенка возможное нарушение слуха. Эту анкету можно использовать в качестве скринингового теста не реже 1 раза в год, как вкладыш в мед. карту (ф. 512/у).

 

Как внимательные родители, Вы можете сказать:

1.Нашему ребенку _______________________________ сегодня уже ___лет   ___ месяцев, он развит так же, как другие дети его возраста, даже немного лучше (немного отстает, значительно отстает, другое _________________________).

2.Наш ребенок достаточно любознателен: ему все интересно (да, не всегда, его мало интересует окружающее, другое_________________________________________).

3.Наш ребенок охотно общается и играет с другими детьми (да, не всегда, любит играть один, другое ____________________________________________________).

4.Наш ребенок говорит: понятно / понятно для нас / понятно для нас, но не всегда понятно для окружающих / не всегда понятно для нас / мало говорит / мало говорит, но помогает себе жестами / другое______________________________.

5.Наш ребенок очень любит все это: танцевать под музыку / смотреть телевизионные передачи / слушать радио, магнитофон, пластинки, диски / слушать сказки, которые ему читают / подражать исполнителям песен, любимым артистам / играть (слушать игру) на музыкальных инструментах играть в компьютерные игры / другое_____________________________________________.

6.Наш ребёнок любит смотреть телевизор вместе с нами, со звуком обычной громкости (иногда прибавляет громкость / постоянно прибавляет громкость/ громкость ему безразлична/ пользуется наушниками/ садится ближе к телевизору/ смотрит не часто, другое_________________________________________________________).

7.У нашего ребенка ни разу не болели уши (болели ___ раз, без гноетечения, с гноетечением ___ раз, другое___________________________________________).

8.Наш ребенок часто / редко болеет простудными заболеваниями (1-2 раза в год/ 3-4 раза в год/ чаще/ другое______________________________________________________).

9.В течение последнего года наш ребенок ни разу серьезно не болел (переболел тяжелым гриппом, ветрянкой, краснухой, корью, эпид, паротитом, скарлатиной, дифтерией, дизентерией, кишечной инфекцией, мононуклеозом, менингитом, другое _______________________________________________________________).

10.В течение последнего года у нашего ребенка не было серьезных травм (было сотрясение мозга, тяжелый ушиб головы, другое_________________________).

 

При любом подозрении на нарушение слуха ребенок должен быть отправлен к специалисту.

ГКБ №14, сурдологическое отделение

пер. Суворовский, 5.

Хочу еще почитать
Яндекс.Метрика