Яндекс.Метрика Детский аппетит и нарушения пищевого поведения – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
ГлавнаяКабинет здорового ребенкаСтатьи по темеДетский аппетит и нарушения пищевого поведения

Детский аппетит и нарушения пищевого поведения

Детский аппетит и нарушения пищевого поведения
Методические рекомендации
«Программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ»

Аппетит – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда с аппетитом, с удовольствием улучшает переваривание и усвоение пищи.

Рационально организованное кормление ребенка способствует нормальному становлению его аппетита, развитию вкусовых ощущений, активной заинтересованности в еде. Формирование пищевого поведения, изменения пищевого рациона, происходящие на каждом возрастном этапе, а также их паталогическое искажение во многом зависят от внешних условий среды, в том числе воспитания.

Следует помнить, что закладываемые в раннем возрасте пищевые привычки, предпочтения, и стиль пищевого поведения с высокой долей вероятности сохранятся в более старшем и взрослом возрасте.

Если состояние ребенка на втором и третьем году жизни в целом удовлетворительное, и мать довольна его аппетитом, вопросы питания редко становятся причиной обращения к врачу. В этом случае формирование пищевого поведения ребенка происходит стихийно и определяется принятыми семейными традициями и установками матери к приему пищи.

Решающая роль в формировании аппетита принадлежит центральной нервной системе. Раздражителями являются вид, вкус, запах, температура пищи, способ приготовления, время и место приема пищи. Отношение к этим факторам вырабатывается у ребенка с раннего детства на основе традиций питания в семье. На втором году жизни дети охотно имитируют поведение за столом родителей и других родственников. Существуют как позитивные традиции «пищевого стереотипа» конкретной семьи, такие как культура поведения за столом, разнообразное и полноценное (но не избыточное) питание, привычка принимать пищу в определенные часы, так и негативные – обильное и беспорядочное питание, склонность к высококалорийной и вредной пище, пристрастие к сладкому, которые передаются ребенку.

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста появляются в силу дискоординации физиологических и психологических процессов в организме, с помощью которых возникает и утоляется чувство голода и наступает ощущение насыщения. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных, которых любое незначительное событие способно отвлечь от еды.

Помимо этого аппетит и пищевые предпочтения определяются и состоянием ЖКТ. При некоторых болезнях ЖКТ избирательность в еде и отказ от продуктов и блюд связаны с непроизвольным стремлением ребенка предохранить себя от неприятных болевых ощущений.

Возникшие нарушения пищевого поведения могут быть либо сглажены, либо многократно усилены отношением родителей к процессу кормления ребенка. Так, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения матери, излишняя фиксация на теме питания негативным образом влияют на пищевое поведение ребенка, закрепляя патологические привычки.

Родителям ребенка с «проблемным» аппетитом особенно важно придерживаться следующих рекомендаций:

·         избегать перекусов: в случае необходимости ребенка можно перевести на дробный режим питания, который должен строго соблюдаться в течение дня;

·         учитывать особенности нервной системы ребенка: необходимо заранее, до начала еды, дать возможность ему успокоиться, перейти к менее подвижным и эмоциональным занятиям, обеспечить спокойную обстановку во время приема пищи;

  • соблюдать ритуалы при подготовке к приему пищи: например, полезна совместная сервировка стола с использованием красивых салфеток, яркой детской посуды, интересно оформленных блюд;
  • соразмерять количество предлагаемой пищи с возрастом ребенка и его аппетитом;
  • не поощрять ребенка лакомствами, в противном случае они обретут в его глазах большую значимость, чем основные продукты питания;
  • следить за вкусовым разнообразием пищи;
  • при необходимости обеспечить адекватную замену продуктам и блюдам, от которых отказывается ребенок: в ситуации, когда ребенок не воспринимает тот или иной продукт, рекомендуется на время исключить его из питания, а затем предложить вновь. Иногда новое блюдо предлагают не менее 10-15 раз, пока малыш его не «распробует»;
  • не акцентировать чрезмерно внимание на процессе питания ребенка и проблеме избирательного аппетита, не обсуждать при нем эти темы.

Если вкусовые пристрастия ребенка четко определились, нет оснований категорически настаивать на продукте, от которого он упорно отказывается. В этом случае необходимо отвергаемый продукт заменить на другой, близкий по пищевой ценности, и желательно из той же пищевой группы (один вид мяса – на другой, один молочный продукт – на другой и т.д.). Например, 100 г говядины могут восполнить отсутствие такого же количества куриного мяса, 120 г трески, 130 г 18% творога. Альтернативой кефиру может стать йогурт, биолакт, сыр или творог. Яйцо по белковому компоненту заменяет 70 г детского творога или 35 г творога 18% жирности, 30 г говядины или трески, стакан молока. В случае негативного отношения к творогу следует увеличить в рационе количество мяса или рыбы.

У детей с нарушенным аппетитом необходимо учитывать их индивидуальные потребности и возможности широких колебаний аппетита.

Значительные отклонения в процессе питания ребенка с избирательным аппетитом влекут за собой нежелательные физические (биологические) и социальные (психологические) последствия. Дефицит пищевых веществ – как макро-, так и микронутриентов, может привести к снижению массо-ростовых показателей, эмоционального и мышечного тонуса, а также когнитивных функций.

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на психическое здоровье детей раннего возраста, сохранить их физическую полноценность, функциональные резервы и защитные силы.

Питайтесь правильно и будьте здоровы!

Хочу еще почитать
Яндекс.Метрика