Яндекс.Метрика Как научить ребенка оставаться одному дома – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
ГлавнаяКабинет здорового ребенкаСтатьи по темеКак научить ребенка оставаться одному дома

Как научить ребенка оставаться одному дома

Как научить ребенка оставаться одному дома
Ткач Анна Владимировна
Ткач Анна Владимировна
Перинатальный психолог, клинический психолог, тренер, начальник консультативно-оздоровительного отдела Центра общественного здоровья и медицинской профилактики

Многие дети и взрослые очень любят известный фильм «Один дома», в котором ребенок, оставшийся в одиночестве на несколько дней, не только лихо дурачит незадачливых грабителей, но и вполне сносно справляется с домашними делами. В реальной жизни проблема того, что нужно оставить ребенка одного в квартире, для многих родителей является довольно острой. При этом бояться могут не только родители, но и дети, в случае, если они еще не готовы какое-то время побыть в одиночестве. Как же подготовить к этому себя и ребенка?

Прежде всего вам следует определить, готов ли ребенок остаться дома один. Проверьте:

·         может ли ребенок заниматься своими делами, не привлекая внимание взрослых, в течение часа и более

·         ребенок не имеет ярко выраженных страхов (темнота, «чудовища» и пр.)

·         умеет пользоваться телефоном, чтобы позвонить вам или в экстренные службы

·         знает и не нарушает правила безопасного поведения дома

·         без особых проблем соблюдает распорядок дня и умеет выполнять простые домашние обязанности (в том числе может сам перекусить – налить сок, сделать бутерброд, открыть йогурт)

·         не обижается и не «мстит» за то, что родители оставляют его одного

Если на большинство пунктов вы ответили «да», то вы можете пробовать оставлять ребенка одного.

Следующий шаг – убедиться в домашней безопасности. Помните, что дети очень любопытны и сложно предугадать, чем они будут заниматься в отсутствие взрослых.

1.       Уберите в недоступные места зажигалки, спички, алкоголь, лекарства, средства бытовой химии, острые предметы.

2.       Научите ребенка включать и выключать нужные приборы: чайник, микроволновку, телевизор. Если вы оставляете еду для перекуса, объясните, где она лежит, как ее разогреть и т.д.

3.       На компьютере и в телефоне ребенка должны быть установлены программы, ограничивающие доступ на неподходящие сайты

4.       Ребенок должен четко знать, что при чрезвычайных ситуациях ему нужно сразу сообщить взрослым: позвонить родителям или обратиться за помощью к соседям. Лучше всего, если ребенок, как и вы, будет с ними знаком. Убедитесь, что ребенок не открывает дверь незнакомым людям, даже если они говорят, что они от мамы или папы.

5.       В телефоне ребенка должны быть все номера родителей. Ребенок должен знать ФИО родителей и близких родственников.

6.       Периодически сами звоните ребенку и спрашивайте, все ли у него в порядке.

Теперь готовим ребенка морально:

·         показывайте ребенку, что он может проявлять самостоятельность: например, сам выбрать игру, в которую вы будете играть

·         оставляйте ребенка одного постепенно: начните с 15 минут, потом увеличивайте время до получаса и т.д.

·         не уходите из дома, пока ребенок спит, потому что он может испугаться, если проснется один

·         не оставляйте открытыми окна. Если на улице жарко, можно оставить открытыми форточки или установить режим микропроветривания

·         возвращайтесь вовремя! В противном случае ребенок может начать переживать и запаниковать. Покажите ребенку, сколько будет времени на часах, когда вы должны будете прийти

·         придумайте для ребенка интересное занятие на время вашего отсутствия: дайте ему новую игрушку или книжку, предложите нарисовать рисунок и т.д.

Когда вы вернулись домой…

Будьте готовы к тому, что, придя домой, вы можете обнаружить беспорядок. Не спешите сразу ругать и наказывать ребенка. Нужно разобраться: что хотел сделать ребенок? Если он хотел попить и случайно пролил воду или разбил вазу, когда хотел поправить цветы – не ругайте его, не сердитесь. Если он сделал что-то, что вы ему запретили, но это не опасно для жизни (например, трогал ту же вазу) спокойно объясните ему, почему вы просите его так не делать и спросите, почему он решил это сделать. Должен получиться конструктивный диалог. Если же ребенок в той или иной ситуации мог нанести себе вред (например, вы нашли открытую бутылку с бытовой химией или прожженное пятно), то оставлять его одного еще рано. Снова объясните ему правила безопасности.

Обратите внимание на то, как ребенок ждет вашего возвращения. Крайне нежелательно, чтобы он высматривал вас в окне или на балконе, тем более, если в сильную жару они открыты. Ребенок попросту может выпасть, пытаясь увидеть вас издалека или махая, чтобы вы его увидели. Вы можете договориться о том, что, например, позвоните ему, когда зайдете в подъезд.

И, когда вы вернетесь домой, первым делом спросите ребенка, чем он занимался, не было ли ему страшно, как он провел время. Его рассказ поможет вам понять, комфортно ли ему оставаться одному.

Безусловно, оставляя ребенка одного дома, вы испытываете беспокойство. Но если вы уверены в том, что вы объяснили ребенку все необходимое, и он вас услышал и понял, если вы доверяете ребенку и он доверяет вам – значит это просто новый шаг, начало нового этапа самостоятельности, через который нужно пройти всем. И все проходят.

 


 

Хочу еще почитать
Яндекс.Метрика