Яндекс.Метрика Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
ГлавнаяКабинет здорового ребенкаСтатьи по темеВоспитаниеАдаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене

Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене

Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене
Уфимцева Олеся Борисовна
Уфимцева Олеся Борисовна
Социальный педагог консультативно-оздоровительного отдела Городского центра медицинской профилактики

Переход ученика из начальной школы в среднюю - сложный и ответственный период в жизни ребенка. В пятом классе его ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, а иногда и новые одноклассники.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Обеспечение плавного и мягкого перехода ребенка в основное звено школы - главная задача адаптационного периода пятиклассников.

Ситуация адаптации вызывает у мно­гих пятиклассников повышенную тревожность (как школьную, так и личностную) и появление страхов. Напри­мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Проблемы привыкания и приспособления неизбежно возника­ют у детей в первые месяцы обуче­ния как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей специфи­кой, связанной, в первую очередь, с психологическими особенностями возраста.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологи­чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие - переживают изменения в школьной жизни, поэтому адаптация у них затягивается.

В этот период дети нередко меняются: становятся тревожными и робкими или, наоборот, развязными и суетливыми, у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей нарушается сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но также от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения, общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила и ориентироваться в новых ситуациях.

Главная задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у ребенка как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Действительно, пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы. И поэтому задача родителей - помочь в этом сложном деле.  Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом (например, в том, чем он мог бы гордиться перед друзьями). Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками», в большинстве случаев, приводит к отчуждению подростка и ухудшает взаимоотношения с родителями.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Уважаемые родители, постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка! Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий, делиться полученными впечатлениями и восстанавливать силы. Основными помощниками родителей в данный период являются терпение, внимание, понимание и поддержка. Поддерживать ребенка можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово), высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идёт хорошо» и т.д.), прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.), совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.), выражения лица (улыбка, кивок, смех).

Хочу еще почитать
Яндекс.Метрика