Раннее выявление нарушений слуха у детей
Сегодня отмечается тенденция к росту числа больных с тугоухостью. В нашей стране разработана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности. Система предусматривает учет факторов риска по тугоухости и глухоте и проведение аудиологического скрининга.
Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть достигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров и сурдологов.
Родители и другие члены семьи – первые, кто обращает внимание на возможные проблемы со слухом у ребёнка. Первые годы жизни ребёнка самые важные для развития речи, познавательных и эмоциональных умений.
Раннее выявление нарушений слуха, своевременное слухопротезирование или проведение кохлеарной имплантации – это шанс для интеграции в обычную речевую среду!
Памятка – вопросник для участковых педиатров, медсестер, родителей и воспитателей.
При отрицательных ответах на любой из вопросов с 1 по 12, при положительном ответе на 13 вопрос — ребенка необходимо направить к сурдологу.
1. Вздрагивает ли новорожденный при резком звуке (хлопке) на расстоянии 1 — 2 метра?
2. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5-2 мес. на речь взрослого гулением или улыбкой?
3. Трехмесячный ребенок перестает двигаться или плачет, когда с ним начинают разговаривать? Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках?
4. Начинают ли у ребенка в возрасте 4 мес. появляться реакции поворота головы в сторону источника звука?
5. В возрасте 5 месяцев ребенок ищет глазами источник звука, гулит?
6. В возрасте 6 месяцев ребенок улыбается или протягивает руки на приятный, знакомый звук или голос, гулит?
7. Определяет ли 7-8-месячный ребенок положение источника звука слева, справа?
8. 9-месячный ребенок подражает знакомым звукам (первые слоги: ма, па, ба)?
9. 10-месячный ребенок поворачивается на голос позади него?
10. Различает ли 12-месячный ребенок слова и фразы, понимает обращенную речь? Повторяет за взрослым первые слова?
11. К 1,5 годам ребенок самостоятельно произносит отдельные слова?
12. 2-летний ребенок указывает на знакомые предметы, когда Вы их называете или приносит их по Вашей просьбе?
13. При общении с взрослыми или с другими детьми ребенок в значительной степени использует мимику и жесты? Есть впечатление, что поведение ребенка отличается от сверстников?
Скрининг-тесты для ребенка 2 - 3 лет:
При положительных ответах на любое из приведенных ниже утверждений ребенка необходимо направить к специалисту для проверки состояния слуховой функции. В направлении необходимо указать, какой именно фактор вызывает настороженность.
1. не поворачивается сразу, если его негромко позвать по имени;
2. не обращает внимания на окружающие звуки;
3. не откликается, когда зовут из другой комнаты;
4. не реагирует на необычный звук или не определяет, откуда он исходит;
5. не говорит, как его ровесники, словарный запас скуден, не пополняется;
6. гиперактивен, действия в игре сопровождает жестикуляцией, без слов;
7. спокоен, любит играть один, играет молча, речи нет;
8. незаметно растущего понимания речи окружающих,
9. не использует слова для общения или просьбы, предпочитает жесты;
10. не выполняет словесные просьбы или инструкции.
Скрининг-анкета для родителей ребенка дошкольного возраста
Уважаемые родители!
Врачи детской поликлиники предлагают вам ответить на вопросы небольшой анкеты, которая поможет распознать у ребенка возможное нарушение слуха. Эту анкету можно использовать в качестве скринингового теста не реже 1 раза в год, как вкладыш в мед. карту (ф. 512/у).
Как внимательные родители, Вы можете сказать:
1.Нашему ребенку _______________________________ сегодня уже ___лет ___ месяцев, он развит так же, как другие дети его возраста, даже немного лучше (немного отстает, значительно отстает, другое _________________________).
2.Наш ребенок достаточно любознателен: ему все интересно (да, не всегда, его мало интересует окружающее, другое_________________________________________).
3.Наш ребенок охотно общается и играет с другими детьми (да, не всегда, любит играть один, другое ____________________________________________________).
4.Наш ребенок говорит: понятно / понятно для нас / понятно для нас, но не всегда понятно для окружающих / не всегда понятно для нас / мало говорит / мало говорит, но помогает себе жестами / другое______________________________.
5.Наш ребенок очень любит все это: танцевать под музыку / смотреть телевизионные передачи / слушать радио, магнитофон, пластинки, диски / слушать сказки, которые ему читают / подражать исполнителям песен, любимым артистам / играть (слушать игру) на музыкальных инструментах играть в компьютерные игры / другое_____________________________________________.
6.Наш ребёнок любит смотреть телевизор вместе с нами, со звуком обычной громкости (иногда прибавляет громкость / постоянно прибавляет громкость/ громкость ему безразлична/ пользуется наушниками/ садится ближе к телевизору/ смотрит не часто, другое_________________________________________________________).
7.У нашего ребенка ни разу не болели уши (болели ___ раз, без гноетечения, с гноетечением ___ раз, другое___________________________________________).
8.Наш ребенок часто / редко болеет простудными заболеваниями (1-2 раза в год/ 3-4 раза в год/ чаще/ другое______________________________________________________).
9.В течение последнего года наш ребенок ни разу серьезно не болел (переболел тяжелым гриппом, ветрянкой, краснухой, корью, эпид, паротитом, скарлатиной, дифтерией, дизентерией, кишечной инфекцией, мононуклеозом, менингитом, другое _______________________________________________________________).
10.В течение последнего года у нашего ребенка не было серьезных травм (было сотрясение мозга, тяжелый ушиб головы, другое_________________________).
При любом подозрении на нарушение слуха ребенок должен быть отправлен к специалисту.
ГКБ №14, сурдологическое отделение
пер. Суворовский, 5.