Что делать, если у ребенка воображаемый друг?
Дети всегда поражают нас своей бесконечной, удивительной фантазией. Порой кажется, что они живут на два мира: реального и воображаемого. И иногда во втором, невидимом нам мире у ребенка появляется закадычный друг. Многих родителей пугает эта ситуация. Нормальное ли это явление и как на него реагировать родителям? Давайте разбираться.
Воображаемые друзья обычно появляются у детей в возрасте 3-5 лет, и, скажем сразу, это абсолютно нормальное явление.
Воображаемым другом может стать физический предмет (кукла или любая другая игрушка) или фантазийный объект (супергерой, зверек, мальчик или девочка и т.д.).
Почему у ребенка появляется воображаемый друг?
Если вы обратите внимание на то, как ребенок общается со своим воображаемым другом, вы сможете понять и иные сопутствующие причины его появления:
· одиночество: чаще всего, если ребенок один в семье, ему может не хватать общения со сверстниками;
· стремление быть первым: если у ребенка есть старший брат или сестра, если им часто командуют дома или сверстники в коллективе, то с воображаемым другом он будет вести себя как лидер, инициатор и победитель в играх;
· страхи: любой страх или волнующую ситуацию легче пережить в компании с другом, пусть даже воображаемым. Эта ситуация говорит о невнимательном отношении родителей к переживаниям ребенка, его стеснением поделиться проблемой;
· боязнь наказания: если родители чересчур требовательные и часто наказывают или ругают ребенка, то воображаемый друг нужен для того, чтобы «сваливать» вину на него: «это не я разбил вазу, а мальчик Витя»;
· подражание: все дети хотят быть как взрослые, и во время общения с воображаемым другом ребенок примеряет на себя роль воспитателя в детском саду или кого-то из родителей (произносит те же фразы, делает те же жесты и пр.). И это совершенно нормальное явление при условии, что ребенок не проявляет агрессии.
Как вести себя родителям?
· не следует говорить ребенку, что воображаемые друзья есть только у нездоровых людей, иначе он будет думать, что и с ним не все в порядке;
· полностью игнорировать ситуацию также не надо – это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе;
· не будьте и чересчур активными по отношению к воображаемому другу: не предлагайте сами ребенку сделать что-то вместе с другом, не напоминайте о нем ребенку, пока он сам про него не вспомнит;
· ваша реакция должна быть спокойной, например, не отказывайтесь, если ребенок попросит вас присоединиться к игре с ним и его другом или во время ужина попросит поставить на стол блюдо для друга. А если ребенок говорит, что беспорядок в комнате навел не он, а его друг, то предложите, чтобы они занялись уборкой вместе;
· если воображаемый друг появился у ребенка от одиночества, то с ребенком нужно просто проводить больше времени: гулять на детской площадке, читать книги по ролям, играть в кукольный театр и просто веселиться и дурачиться.
Таким образом, появление воображаемых друзей у детей до 6 лет – явление абсолютно нормальное, и к нему нужно отнестись с пониманием. Воображаемый друг помогает ребенку приобрести социальные навыки и справиться с тревожными моментами. Внимательно наблюдая за общением ребенка с вымышленным другом, вы сможете понять, чего не хватает малышу, что его тревожит, и, соответственно, помочь ему, тем самым укрепляя связь родителей с ребенком.