Как и зачем говорить с маленьким ребенком о ВИЧ?
Все мы живем в обществе и так или иначе интегрированы в него, а значит подвержены различным опасностям. Тут начинает действовать принцип: «предупрежден – значит вооружен». Конечно, многие родители теряются и не знают, стоит ли вообще разговаривать с детьми на сложные, но актуальные темы: смерти, болезней и т.д. Не только можно, но и нужно, ведь если не вы, то, возможно, другой, не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя. Ведь нелегко обсуждать – не значит не нужно. Более того, если такие важные темы в семье обсуждаются, то это позволяет снизить тревожность как у взрослого (появляется больше доверия в семье), так и у ребенка и повысить информированность, а значит и безопасность вашего чада. А также это позволяет снизить стигму и дискриминацию в обществе.
С чего начать?
- Для того, чтобы быть уверенным проводником для ребенка, нужно чтобы взрослый сам был достаточно хорошо информирован в теме ВИЧ\СПИД.
На этом пути иногда возникают трудности и непонимания, сомнения, когда тот или иной вопрос обрастает слухами, страхами, недомолвками. Помните, вы на этом поле боя не одни – есть чудесные помощники в виде экспертов, профессиональных сообществ – для взрослой аудитории (livehiv.ru, profilaktica.ru/kzr/, unaids.org и др.), и обучающих мультиков, книг и сказок – для детской (мультфильм «Истории Феи Витаминки», книга «Капельки здоровья», мультфильм Смешарики «Про иммунитет», фильм «Осмозис Джонс» (2001)).
Когда начать?
- С самого раннего возраста. Мы с самого рождения ребенка даем ему информацию о мире, о его теле: целуем и обнимаем его, говорим, где у него ручки и ножки.
Постепенно нужно увеличивать объем информации и ее глубину, чтобы к возрасту 3 х лет ребенок мог назвать основные части тела, учить понимать его логические взаимосвязи (если не мыть регулярно руки, не чистить зубы, то это привет к последствиям).
Дети в этом возрасте достаточно любознательны, поэтому ближе к 4-5-6 годам здорово использовать детские энциклопедии, в том числе про тело «Детский атлас по анатомии человека» и т.п. Что позволит начать обсуждать даже «неудобные» вопросы для взрослого (тема полового воспитания, изменения тела, беременности, передачи болезней, предохранения).
И необязательно ждать, когда ребенок спросит первым, можно самому предложить посмотреть интересный атлас по анатомии с картинками, поиграть в какую-либо ситуацию (например, кукла заболела: давай узнаем, что у нее болит – посмотрим в атласе/энциклопедии и постараемся ей помочь), поставить тематический мультфильм/фильм и обсудить его.
Как говорить?
- в игровой форме, ведь если у вас будут красочные пособия (можно, например, на наглядном материале смоделировать работу иммунитета) и подключена фантазия, то ребенку это будет интересно;
- спокойно (если вы сами напряжены в обсуждаемой теме, то и ребенку будет труднее и тревожнее, порепетируйте, рассмотрите книгу заранее сами);
- легко (поэтому если вы стесняетесь сами произносить некоторые части тела – потренируйтесь загодя);
- понятными для него словами (введение новых терминов неизбежно, пусть это будет доступно для его уровня понимания);
- регулярно (не питайте иллюзий, что «один раз собравшись с силами я поговорю с ним об этом и моя миссия выполнена», ведь темы разнообразные, сложные, взаимосвязанные друг с другом, поэтому требуют многократных повторений и рассмотрения с разных сторон).
Дети в возрасте 7-10-12 лет еще не нагружены социальными смыслами, страхами так, как взрослые, поэтому важно пользоваться этим моментом и познакомить его с понятиями иммунитета, ВИЧ, СПИД, презерватив и т.д.
По мере роста ребенка можно предлагать книги с более детальной информацией, одобренные психологами и педагогами («Детям об ЭТОМ», Бейли Джерри «Мое тело меняется», Харрис Роби «Давай поговорим про ЭТО», «Давай поговорим про отношения», Юлия Ярмоленко «Интимный ликбез с родителями и без»).
И помните, каким бы трудным не был путь, результат стоит того.