Яндекс.Метрика Организация сна и бодрствования детей раннего возраста жизни – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
ГлавнаяКабинет здорового ребенкаСтатьи по возрастуДо 1 месяцаОрганизация сна и бодрствования детей раннего возраста жизни

Организация сна и бодрствования детей раннего возраста жизни

Организация сна и бодрствования детей раннего возраста жизни
ГАУЗ СО "Детская городская больница г. Нижний Тагил"
ГАУЗ СО "Детская городская больница г. Нижний Тагил"

Готовность родителей определять состояние новорожденного ребенка облегчит уход за ним, поможет наладить индивидуальные ритмы сна и бодрствования.         

Различают шесть состояний сна и активности младенца: глубокий сон, легкий сон, полусонное состояние, спокойное бодрое состояние, активное бодрое состояние и плач. Хотя каждое состояние имеет собственные характеристики, дети переходят от одного к другому по-разному. Некоторые постепенно движутся от состояния к состоянию, другие меняют состояние внезапно. Некоторые проводят во сне, в спокойном бодром состоянии или плаче больше времени, чем другие. Родители не могут полностью управлять состоянием младенца, кое-что определяется его личностью (темпераментом) и состоянием здоровья.                                                                   

Рассмотрим каждое из перечисленных состояний.    

  • Состояния сна:

Глубокий сон. В этом состоянии ребенок совершенно неподвижен и расслаблен, дыхание ровное. Иногда он дергается или делает сосательные движения, но редко просыпается. В таком состоянии нельзя кормить ребенка или играть с ним. Если удастся разбудить малыша, то лишь на мгновение, и он снова погрузится в глубокий сон. Используйте такую возможность, чтобы отдохнуть, поспать, позвонить по телефону, принять ванну или провести время с партнером.                                                                                      

Легкий сон. Такое состояние сна наиболее часто у новорожденных. Глаза ребенка закрыты, но движутся под веками. В состоянии легкого сна ребенок ворочается, сосет, гримасничает или улыбается. Дыхание нерегулярное - то медленнее, то чаще. Малыш реагирует на звуки и на попытки разбудить его. Иногда он переходит в полусонное состояние или погружается в глубокий сон. Многие родители торопятся заняться малышом, как только он зашевелился или начал издавать звуки. Часто, однако, ребенок еще не готов проснуться. Подождите несколько минут и посмотрите, перешел ли ребенок в полусонное состояние и требует ухода или снова крепко заснул.                                                                                                                                                                   

  • Состояния активности:

Полусонное состояние. В этом состоянии уровень активности меняется, ребенок выглядит сонным и может внезапно испугаться. Тяжелые веки поднимаются и опускаются, глаза никуда не смотрят или выглядят косыми. Ребенок дышит не очень ровно и сонно реагирует на раздражители. Он либо засыпает, либо просыпается. Если вы хотите, чтобы ребенок заснул, не беспокойте его. Если хотите, чтобы ребенок проснулся, - поговорите, возьмите на руки, сделайте массаж или дайте что-нибудь пососать или посмотреть.

Спокойное бодрое состояние. Это состояние, обычно предшествующее долгому сну, - радость и награда для родителей. Ваш малыш спокойно лежит и смотрит на вас широко открытыми, ясными глазами. Дыхание ровное, а внимание приковано к тому, что он видит и слышит. Дайте ребенку что-нибудь посмотреть, послушать или пососать, и он останется в этом состоянии. Вы можете спеть, поговорить или попробовать детские упражнения. Пользуйтесь такими моментами бодрости и спокойствия, чтобы посмотреть малышу в глаза.

Активное бодрое состояние. В этом состоянии ребенок легко перевозбуждается от голода, усталости, шума или активной заботы. Малыш не может лежать спокойно и начинает нервничать. Глаза открыты, но не кажутся ясными, как в спокойном состоянии. Ребенок дышит неровно и может покакать. Если малыш приходит в это состояние, его пора либо покормить, либо создать ему удобства. Если он не голоден, возможно, нужно меньше раздражителей. Если действовать немедленно, удается перевести малыша в спокойное состояние прежде, чем он перешел на плач.

Плач. Плачущий, кричащий ребенок труден для родителей. Помните, что плач у младенца - единственный способ сообщить о своих проблемах. Иногда плач - просто выход эмоций, самоуспокаивающий механизм, позволяющий перейти из одного состояния в другое. В иных случаях ребенок требует покормить или переодеть себя.                                                                                                                                                                 

Иногда родители озадачены очевидной непредсказуемостью ребенка и не уверены в постоянстве его суточного расписания. Если такое случилось с вами, составьте таблицу и записывайте периоды сна и активности ребенка в течении недели. По горизонтали расположите время от 0 до 24 часов, по вертикали - даты наблюдений и отмечайте цветными карандашами периоды сна, бодрствования, кормления, купания, пробуждения, плача. Под таблицей пометьте каждый цвет, чтобы не забыть и не запутаться в записях. Обратите внимание, когда ребенок спит и просыпается спокойным, когда плачет, сколько времени тратится на пеленание и кормление. Если расписание ребенка покажется вам неустойчивым, посоветуйтесь с врачом или обратитесь к специалисту кабинета воспитания здорового ребенка детской поликлиники. Помните, что со временем и возрастом ребенка расписание сна и бодрствования меняется.

 

Материал подготовлен фельдшером КЗР Феденёвой И.В. (ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил")

 

Хочу еще почитать
Яндекс.Метрика