Организация сна и бодрствования детей раннего возраста жизни
Готовность родителей определять состояние новорожденного ребенка облегчит уход за ним, поможет наладить индивидуальные ритмы сна и бодрствования.
Различают шесть состояний сна и активности младенца: глубокий сон, легкий сон, полусонное состояние, спокойное бодрое состояние, активное бодрое состояние и плач. Хотя каждое состояние имеет собственные характеристики, дети переходят от одного к другому по-разному. Некоторые постепенно движутся от состояния к состоянию, другие меняют состояние внезапно. Некоторые проводят во сне, в спокойном бодром состоянии или плаче больше времени, чем другие. Родители не могут полностью управлять состоянием младенца, кое-что определяется его личностью (темпераментом) и состоянием здоровья.
Рассмотрим каждое из перечисленных состояний.
- Состояния сна:
Глубокий сон. В этом состоянии ребенок совершенно неподвижен и расслаблен, дыхание ровное. Иногда он дергается или делает сосательные движения, но редко просыпается. В таком состоянии нельзя кормить ребенка или играть с ним. Если удастся разбудить малыша, то лишь на мгновение, и он снова погрузится в глубокий сон. Используйте такую возможность, чтобы отдохнуть, поспать, позвонить по телефону, принять ванну или провести время с партнером.
Легкий сон. Такое состояние сна наиболее часто у новорожденных. Глаза ребенка закрыты, но движутся под веками. В состоянии легкого сна ребенок ворочается, сосет, гримасничает или улыбается. Дыхание нерегулярное - то медленнее, то чаще. Малыш реагирует на звуки и на попытки разбудить его. Иногда он переходит в полусонное состояние или погружается в глубокий сон. Многие родители торопятся заняться малышом, как только он зашевелился или начал издавать звуки. Часто, однако, ребенок еще не готов проснуться. Подождите несколько минут и посмотрите, перешел ли ребенок в полусонное состояние и требует ухода или снова крепко заснул.
- Состояния активности:
Полусонное состояние. В этом состоянии уровень активности меняется, ребенок выглядит сонным и может внезапно испугаться. Тяжелые веки поднимаются и опускаются, глаза никуда не смотрят или выглядят косыми. Ребенок дышит не очень ровно и сонно реагирует на раздражители. Он либо засыпает, либо просыпается. Если вы хотите, чтобы ребенок заснул, не беспокойте его. Если хотите, чтобы ребенок проснулся, - поговорите, возьмите на руки, сделайте массаж или дайте что-нибудь пососать или посмотреть.
Спокойное бодрое состояние. Это состояние, обычно предшествующее долгому сну, - радость и награда для родителей. Ваш малыш спокойно лежит и смотрит на вас широко открытыми, ясными глазами. Дыхание ровное, а внимание приковано к тому, что он видит и слышит. Дайте ребенку что-нибудь посмотреть, послушать или пососать, и он останется в этом состоянии. Вы можете спеть, поговорить или попробовать детские упражнения. Пользуйтесь такими моментами бодрости и спокойствия, чтобы посмотреть малышу в глаза.
Активное бодрое состояние. В этом состоянии ребенок легко перевозбуждается от голода, усталости, шума или активной заботы. Малыш не может лежать спокойно и начинает нервничать. Глаза открыты, но не кажутся ясными, как в спокойном состоянии. Ребенок дышит неровно и может покакать. Если малыш приходит в это состояние, его пора либо покормить, либо создать ему удобства. Если он не голоден, возможно, нужно меньше раздражителей. Если действовать немедленно, удается перевести малыша в спокойное состояние прежде, чем он перешел на плач.
Плач. Плачущий, кричащий ребенок труден для родителей. Помните, что плач у младенца - единственный способ сообщить о своих проблемах. Иногда плач - просто выход эмоций, самоуспокаивающий механизм, позволяющий перейти из одного состояния в другое. В иных случаях ребенок требует покормить или переодеть себя.
Иногда родители озадачены очевидной непредсказуемостью ребенка и не уверены в постоянстве его суточного расписания. Если такое случилось с вами, составьте таблицу и записывайте периоды сна и активности ребенка в течении недели. По горизонтали расположите время от 0 до 24 часов, по вертикали - даты наблюдений и отмечайте цветными карандашами периоды сна, бодрствования, кормления, купания, пробуждения, плача. Под таблицей пометьте каждый цвет, чтобы не забыть и не запутаться в записях. Обратите внимание, когда ребенок спит и просыпается спокойным, когда плачет, сколько времени тратится на пеленание и кормление. Если расписание ребенка покажется вам неустойчивым, посоветуйтесь с врачом или обратитесь к специалисту кабинета воспитания здорового ребенка детской поликлиники. Помните, что со временем и возрастом ребенка расписание сна и бодрствования меняется.
Материал подготовлен фельдшером КЗР Феденёвой И.В. (ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил")