Яндекс.Метрика Здоровье школьника

Карта медицинских организаций города Екатеринбурга

Карта муниципальных медицинских организаций города Екатеринбурга
Подробнее

баннер интерактивы.png

тест2.png

Мы в соцсетях
  v.png   y.png   o.png  t.png    

СЛЕДИМ ЗА ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИЕЙ

«О детях, даже о грудных, можно сказать, что им не слишком подходит обстановка механического совершенства. Им нужно, чтобы рядом были человеческие существа, которые могут, как достигать успеха, так и терпеть неудачу.

Мне нравится использовать слова «достаточно хороший». Детям подойдут достаточно хорошие родители, а достаточно хорошие – это вы и я. Чтобы быть последовательными и, следовательно, предсказуемыми для детей, мы должны быть собой».

 

Дональд Вудс Винникотт

«Разговор с родителями»

Эта статья посвящена вхождению ребенка в режим школьного обучения, т.е. адаптации к новому классу и к новой социальной роли.

Как помочь ребенку адаптироваться к новому классу и к новой социальной роли?

58377002-6093-eb33-6093-eb7dc08340b0.photo.0.jpg

Тон обучения и общения ребенка в школе, наверное, все-таки, задает учитель, но оттенки взаимодействия в конкретном классе зависят от всех участников обучения: учеников и учителя, родителей и администрации школы. Поэтому, настройтесь «на позитив» сами и настройте ребенка:

1) Ребенок чувствует настрой взрослого, будьте готовы отпустить ребенка в «новые воды».

Избегайте метода запугивания школой («Опять ты ошибки делаешь!? В школе тебе за это двойку поставят»), формируйте положительное отношение к школе и подчеркивайте ее значимость для всех членов семьи.

2) Расскажите ребенку, для чего нужна школа (это место, где человек получает знания, накопленные поколениями, и учится приобретать новые), что он в ней получит (узнает, почему листья краснеют осенью, как работает Интернет, как самой сшить платье и др.). Необходимо, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Научусь читать», «Хочу учиться, чтобы быть как мама»).

Объясните, что в школе у ребенка свои права и обязанности, что есть определенная структура общения с учителем (расскажите о своем школьном детстве, покажите школьные фотографии, конкретно и подробно расскажите о правилах поведения).

3) Помните сами, что семья будет постепенно отходить на второй план, но по-прежнему играть значимую роль в жизни ребенка. И одна из задач родителей – быть надежными, последовательными, быть «достаточно хорошими», чтобы обеспечить ребенку поддержку и помочь реализоваться.

4) Познакомьтесь со школой, учителем, классом заранее.

5) Выберете с ребенком его будущие школьные принадлежности (форму, рюкзак, ручки, краски, тетради и пр.): это поддержит его желание выполнять учебные задания. Соберитесь всей семьей за праздничным обедом, сходите в кино и т.д.: покажите ребенку и себе, что начался новый, волнительный, но значимый этап жизни ребенка, его взросления.

Период адаптации ребенка не представляет особых трудностей, если вы понимаете, что происходит с ребенком на данном этапе

eb45bbd79bf3da02ecb308f0d305ede3.jpg

Обычно, к 6-7 годам ребенок физиологически, эмоционально, умственно и пр. готов к смене вида деятельности: игровой на учебную. Более того, он предвкушает новый опыт обучения: дети готовы «шагнуть за ограду», в неизведанное, их тянет к новому. С другой стороны, это новое иногда пугает, поэтому ребенок должен чувствовать, что он сможет вернуться обратно в привычный мир, чтобы набраться сил, отдохнуть и снова выйти «за ограду». Желание такого возврата обычно проявляется в пройденных и забытых формах поведения (коверкание речи, капризы, палец во рту, обращение к забытым игрушкам и пр.). Ощутив вашу поддержку, ребенок будет готов дальше осваивать новые горизонты.

Важным приобретением ребенка, ориентировочно с 6 лет, будет чувство «умелости» (или, в случае негативного прохождения этапа, чувство «неполноценности»): у ребенка обостряется интерес к тому, как устроены вещи, как они могут быть использованы и приспособлены. Если взрослые дают возможность ребенку мастерить, строить, изучать, помогают доводить дело до конца, сотрудничают с ним, хвалят за результат, то у ребенка вырабатывается «умелость» и творческое отношение к миру, развивается трудолюбие, появляется ощущение: «Мне нравится действовать и достигать результатов, это дает мне признание окружающих». Ребенок начинает формировать свою самооценку, опираясь на реальные достижения, в будущем это сформирует у него представление о себе, как о компетентном, способном человеке.

Ребенку очень важно знать, как родители оценивают его и что ожидают от него. Все нюансы, оттенки, которые ребенок чувствует в отношении родителей к нему, чрезвычайно важны для него. Из них складывается у ребенка ощущение веры, сопереживания и любви родителей.

Представим ситуацию: ребенок-школьник показывает родителям классную работу с отметкой «5». Реакция родителей может быть различной, например:

  1. «Тебе кто-нибудь помогал делать эту работу? Ты у кого-то списал?»
  2. «Я же говорил (а) - можешь, когда захочешь»
  3. «Я тобой доволен (довольна)»
  4. «Молодец. Я рад (а) за тебя».

Как правило, родители не вдумываются в эмоциональный смысл данных реплик, а для ребенка они могут нести различную эмоциональную нагрузку. Эти фразы для ребенка могут означать следующее:

  1. «Я не верю, что ты сам это сделал (а)»
  2. «Я знаю, что ты ленивый (ая)»
  3. «Я тобой доволен (довольна) только, когда ты получаешь пятерки. Ты учишься для меня»
  4. «Я с удовольствием разделяю твою радость».

Научите ребенка оценивать результат своей деятельности (но не оценивайте  личность своего ребенка). Сравните: «ты вышел за контур рисунка» и «ты всегда такой неаккуратный, когда ты научишься быть внимательным!». Не требуйте от ребенка быть отличником, но поддерживайте у ребенка уверенность в себе: давайте ему возможность исправить ошибку, помните, что ошибка – естественное, нормальное и неизбежное явление.

Предугадать, что будет в школе, достаточно сложно, но можно подготовить себя и ребенка. Чаще всего выделяется следующие сложности при адаптации:

1) «Режимные трудности» заключаются в неумении выполнять те или иные учебные моменты в строго определенное время, а также в необходимости не просто что-то делать, а обращать внимание на качество работы.

Часто напряжение случается из-за того, что кому-то в процессе обучения нужно быть более медленным, а кому-то более быстрым. Если вы знаете, что можно ожидать от вашего ребенка, то поговорите с учителем, который все эти закономерности хорошо знает и который готов «отпустить поводок» и помочь вашему ребенку. Возможно, что он даст вам ряд упражнений или поможет советом: напр., выполнять задания вместе с ребенком (но не вместо него), рассказывать сказку или историю (т.н. игровая форма обучения) или поможет найти информацию о способах развития памяти, внимания.

Для успешного вхождения в режим школы также важно и физическое здоровье ребенка – это тот резерв сил, который во многом определяет успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона. Развивайте  двигательную сферу ребенка: напр., с помощью упражнений психогимнастики (которая приводит мышцы в оптимальный тонус и улучшает состояние нервной системы), занятий физкультурой и прогулками, оптимальным режимом учебы-отдыха. О профилактике детских заболеваний вам расскажут статьи данной брошюры.

2) «Коммуникативные трудности» – нежелание вступать в контакт с окружающими или неумение организовывать общение, а также трудности, возникающие во взаимоотношениях с учителем. Постарайтесь понять, что происходит, чем вызвано данное поведение и найти удовлетворяющее все стороны решение.

Поговорите с учителем и найдите причину сложностей: вашему ребенку может не хватать внимания (и тогда можно попросить включить его в какие-то классные мероприятия или давать несложные поручения, в которых он ощутит свою значимость) или ребенку может быть одиноко из-за того, что ему сложно познакомиться (и тогда можно поиграть с ним в игру «Давай знакомится» и пр.).

Старайтесь не высказывать какого-то недовольства ребенку, пока не наладите контакт с ним, особенно в момент его возращения из школы.

Будьте творческими, будьте доброжелательными, будьте гибкими. Помните, что рост ребенка – не сплошь мед для него, а для матери он часто бывает горькой чашей.

3) Вопросы личной безопасности (напр., травмы во время перемены). Как правило, администрация школы дает родителям рекомендации для профилактики подобных ситуаций на школьных собраниях.

Дома донесите до ребенка эти правила безопасности: напр., что если все катаются с перил, то не обязательно это повторять, а побегать можно в спортзале.

Школьный возраст - это тот период, когда ребенку необходима поддержка и понимание со стороны родителей, сопереживание его радостям и огорчениям. Главная задача родителей в данный период - помочь ребенку принять новую социальную роль - роль школьника.

В завершение отметим, что родители интуитивно сами все вышенаписанное понимают и поступают так, как надо, и когда родители задают вопросы, им часто нужны не советы о том, как поступать и что делать, а понимание того, что происходит.

Вы вправе ожидать от вашего ребенка проявления неуверенности, тревоги, страха. Верьте, что он справится, и знайте, что ему время от времени захочется и будет необходимо вернуться из внешнего мира в свою ограду: привычная обстановка, ваши присутствие, любовь, поддержка и принятие – которые в конечном итоге обеспечивает семья.

За квалифицированной помощью Вы можете обратиться:

К психологу МАУ «Городской центр медицинской профилактики», тел. (343) 295-14-90, а также, задать вопрос на почту [email protected]

Яндекс.Метрика