Изобретая зимний велосипед…
Третий зимний московский велопарад пройдет в Москве 11 февраля 2018 года. Первый фестиваль любителей езды по заснеженным улицам столицы прошел в январе 2015 года и собрал 3 тысячи человек, а его целью была поддержка развития велосипедной инфраструктуры и безопасности на дорогах.
И если Москва садится на велосипед только в дни проведения фестиваля, в столице Урала велосипедистов, спешащих на работу в 25-градусный мороз можно увидеть каждый день.
Вопросы использования велотранспорта в городах с холодным климатом мы решили обсудить с екатеринбургским журналистом телеканала «ЕТВ» - Семёном Чирковым.
Семён, расскажите, вы сами катаетесь зимой на велосипеде? Насколько часто? С какой целью?
На велосипеде езжу каждый день. Круглый год. То есть хочу уточнить, поездка на велосипеде зимой для меня – это не какой-то экстрим, вызов. Вовсе нет. Дело в том, что велосипед я использую не столько как спортивный снаряд, а более утилитарно – как транспорт. Я купил велосипед после того, как проезд в общественном транспорте подорожал до 23 рублей. Мне стало жалко денег. И я решился. До этого на велосипеде катался только в раннем детстве. Так что несколько лет назад пришлось учиться заново. Но я быстро освоился. Сейчас езжу каждый день и дома на работу и обратно. По выходным, стараюсь гонять на велосипеде, что называется, для души. В том числе и зимой. Вместе с девятилетней дочкой, которой я велосипед подарил в ноябре на день рождения. Раньше, когда дочка была маленькая, я возил ее на велосипеде в детский сад и зимой, и летом.
Какие навыки требуются городскому жителю, чтобы ездить зимой по городу?
Нужно уметь держать равновесие, когда велосипед заносит на льду. Но это приходит с опытом. После десяти падений, наверное. Главное, выбрать правильную скорость. Не гнать сильно, если скользко. Так же немаловажно отношение к холоду. Действительно, когда едешь на велосипеде зимой, холод и ветер влияют. Но если вы утеплили голени, шею, голову и кисти (а эти части тела мерзнут больше всего), то все хорошо. На самом деле, пешком гораздо холоднее, чем на велосипеде.
С какими трудностями вам приходится сталкиваться, передвигаясь на велотранспорте по городу?
Зимой практически невозможно ехать вдоль правой обочины дороги. Потому что дороги чистят плохо. И на проезжей части становится очень опасно. Поэтому ездишь по тротуару. Главная трудность – это гололед. Поэтому на опасных участках я снижаю скорость до минимума, а то и вообще спешиваюсь. А вообще, передвижение зимой не сильно отличается от передвижения летом. Иногда даже лучше. Особенно в мороз, когда на улицах мало людей.
Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак и диабет. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы пересадить жителей Екатеринбурга на велосипеды, если не зимой, то хотя бы в тёплое время года?
Ох, сложный вопрос. Конечно, в первую очередь нужно создать среду, в которой люди, впервые севшие на велосипед, смогли бы безопасно осваивать технику езды.
Свой велосипед я купил в ноябре. И специально на работе взял отпуск в две недели. И каждый будний день катался в пустынном парке, где мало людей. Чтобы научиться управлять велосипедом, никому не мешая.
В общем, конечно, нужны велодорожки. Тогда велосипедистов станет больше. Также замечу, что велосипед стоит немалых денег. Поэтому он вряд ли станет массовым. Но эту проблему могла бы решить сеть велопрокатов, например.
Если сравнивать Москву и Екатеринбург, как считаете, в чём наше преимущество?
Екатеринбург меньше и компактнее. В нашем городе велосипед (в силу небольших расстояний) может стать полноценным транспортом. Екатеринбург легко пересечь из конца в конце, с Веера до Уктуса, с 40 лет ВКЛСМ до 7 ключей. И это не будет подвигом. Это нормально. А вот Москва гораздо больше. И если в Москве нужно проехать с одного конца до другого, то лучше метро, чем велосипед, конечно же.
Ваши любимые места в городе для «покатушек»
Люблю погонять вокруг Шарташа. Слышал, что к 2020 году вдоль берега озера проложат велодорожку, считаю, что это замечательно. Если это сделают, то как раз люди смогут брать велики на прокат и кататься. А сейчас вокруг Шарташа ездить не очень просто, на любителя. Потому что местами дорога грунтовая и разбитая. Не каждый может себе позволить ездить по грязи и получать от этого удовольствие.
Ваши пожелания всем, кто решился сесть на велосипед в зимнее время года.
Главное – не бояться. Ничего не бояться. Ни возможных падений, ни осуждения окружающих (а оно будет, многие начнут смотреть на вас как на фрика), ни холода. Нужно просто не думать, что это какой-то супер-экстрим. Вспомнить, что люди катаются на лыжах, на сноубордах. И это – нормально. Так что одеваться можно также, как на лыжную прогулку.
В общем, было бы желание. А маршрут всегда найдется.