Провели выставку спичечных этикеток для «Газпром трансгаз Екатеринбург»
Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики провел выставку спичечных этикеток 50-80 годов ХХ века «Тени прошлого? Спичечный коробок как способ профилактики». Это произошло в стенах ИТЦ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в рамках проекта «Музей в чемодане».
Спичечные этикетки стали зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни. Спичечная агитация охватывает самые разные направления человеческой жизнедеятельности.
«Злодейка с наклейкой», «Болезнь, прогулы, тюрьма», «Не позорь свиное звание», «Бутылка молока нейтрализует яд трёх папирос», «Бросил – подними» –названия украшали спичечные коробки во времена СССР. Борьба с зависимостями, личная гигиена, гигиена дома, рабочего места и прочие важные темы были проиллюстрированы на этикетках. Скромный спичечный коробок стал подспорьем в борьбе за здоровье советских граждан.
«В 70–е годы ХХ века в нашей стране ежедневно потреблялось 33 миллиона коробков спичек. Промышленность выпускала в год 13 миллиардов коробков спичек: и количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имело такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в микроплакаты. В нашей стране спичечная этикетка активно использовалась как самое дешевое и доступное средство агитации, просвещения, воспитания советских людей», – сообщила заведующая Музеем гигиены ГЦМП Татьяна Картавенко.
Продукция других фабрик призывает соблюдать правила гигиены, вовремя обращаться к врачу, употреблять в пищу только мытые овощи и фрукты, озеленять дворы и заниматься физкультурой и т. д. В 21 веке радикально изменились каналы распространения информации, а значит, изменились и средства агитации.