«Экранные дети» - об увлеченности гаджетами
За последние годы смартфоны и планшеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня мало кого удивишь тем фактом, что даже трехлетние дети управляются с гаджетами виртуознее многих взрослых.
Сейчас, когда технологии буквально ворвались в нашу жизнь, исключить «встречу» ребенка со смартфоном, планшетом или компьютером практически невозможно. К тому же, дети копируют поведение родителей, а многие из нас не на шутку привязаны к своим гаджетам.
Конечно же, полный отказ от использования планшетов и смартфонов невозможен, поэтому необходимо постепенно знакомить детей с мобильными технологиями, и не заменять ими игры и реальное общение со сверстниками.
Многие исследования подтверждают, что увлечение «умными устройствами», видеоиграми, Интернетом и телевидением плохо влияет на детскую психику и может стать причиной повышения тревожности, а также привести к замкнутости, развитию фобий, психозов, сделать ребенка агрессивным. Планшет или смартфон очень быстро становится любимой игрушкой ребенка, с которой ему тяжело расстаться, а при попытке забрать - у ребенка может начаться истерика.
Увлечение гаджетами приводит к снижению познавательной деятельности и утрате ранее усвоенных знаний и практических навыков: зачем запоминать, когда в любой момент можно «загуглить» что угодно?! У ребенка могут появиться проблемы с концентрацией внимания, а дети, которые не могут на чем-либо сконцентрироваться, не могут нормально учиться. Более того, использование мобильного устройства и компьютера в ночное время лишает детей крепкого сна, что сокращает время их отдыха и приводит к недосыпанию.
Конечно же, информационные технологии приносят в нашу жизнь удобство: ребенок учиться читать, считать и писать в игровой форме, у него есть широкий выбор образовательных приложений, видео, игр, веб-сайтов, с помощью которых можно легко учиться опознавать цвета и формы, рисовать и раскрашивать, решать головоломки и так далее. Главное в этом деле (как и в любом другом) — знать меру.
Нельзя использовать игры, мультфильмы или Интернет в качестве поощрения или их запрет как наказание, тем самым, вы только повышаете ценность «запретного плода». Также нежелательно использовать гаджеты, чтобы отвлечь ребенка или дать родителям время заняться своими делами. Гораздо лучше предложить ребенку альтернативное занятие, например, запись в секцию, художественную студию или поход в музей, театр. Это само по себе позволит ограничить время, которое ребенок проводит за мобильным устройством и компьютером, без привлечения к этому внимания.
Родители должны знать, на каких интернет-каналах играют их дети, и сами становиться источником информации о полезных и безопасных онлайн-сервисах. Хуже, если дети знакомятся с Интернетом с помощью сверстников или самостоятельно. Тогда технологии могут быть эффективны в вопросах образования и интеллектуального развития. Хотя они, вряд ли, могут способствовать эмоциональному развитию. Поэтому, живое общение незаменимо. А вот для обучения ребенка можно и нужно использовать современные гаджеты, ведь, таким образом, он получит новые знания и приобретет навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сегодня огромное количество профессий так или иначе связано с технологиями.
Советы родителям по безопасному использованию гаджетов:
· Установите разумные, но твердые правила в отношении сотовых телефонов, планшетов и других гаджетов в доме.
· Уберите телевизор и подключенные к Интернету электронные устройства из спальни ребенка, при этом, не забудьте о том, что у него должна быть удобная «рабочая» зона.
· Никогда не используйте гаджеты, чтобы успокоить ребенка.
· Разработайте план, согласно которому проводимое с гаджетами время чередовалось бы с другими, в том числе, физическими активностями, а также с реальными играми и общением со сверстниками.
· Установите в доме «комендантский час» для электронных устройств, т.е. чётко регламентируйте доступ ребенка к гаджетам.
Уважаемые родители, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок не был зависим от гаджетов, то в семье должно быть пространство, насыщенное многообразной деятельностью, т.е. не нужно запрещать использование гаджетов, а, прежде всего, следует увлекать ребёнка «экологически чистыми» заменителями экрана.