Препарат, спасающий жизни. Изобретение: Свердловск
К началу Великой Отечественной войны в Свердловске уже выпускались тонны сульфамидных препаратов. Их ждали в больницах, фронтовых и тыловых госпиталях. Они помогли сохранить здоровье многих тружеников тыла, спасти жизни тысячам воинов, возвратить их в боевой и трудовой строй, а значит, приблизить Победу.
Организаторами и научными руководителями уральских химиков и медиков, ученых и практиков в предвоенную и военную пору были два профессора: блестящий химик-органик, будущий академик Исаак Яковлевич Постовский и врач-терапевт, исследователь-первопроходец Борис Павлович Кушелевский. Оба заведовали кафедрами в институтах: Постовский — в Уральском политехническом (в те годы он назывался индустриальным), Кушелевский — в Свердловском медицинском.
Их усилия объединили появившиеся в то время сульфамидные препараты и внедрение их в лечебную практику.
В 1908 г. зарубежный исследователь Пауль Гельмо получил первый сульфаниламид. Химик и не предполагал, что спустя десятилетия это сравнительно несложное соединение приобретет мировую известность.
Сульфамидная химия и терапия имели большое оборонное значение. Хорошо понимая это и накопив немалый лабораторный опыт, ученые еще до Великой Отечественной войны доказывали необходимость создания на Урале сульфамидного центра и соответствующих мощных производственных баз. Идея начала активно реализовываться.
В Свердловске на кафедре органической химии Уральского индустриального института, возглавляемой профессором И.Я. Постовским, к концу 1937 г. было получено уже свыше 25 различных сульфамидных препаратов. Один из них — сульфапиридин, который стал носить широко известное название “сульфидин”.
Вот хроника финальной стадии истории открытия этого замечательного препарата, свидетельствующая о драматизме творческого соперничества ученых двух стран — Англии и Советского Союза. Полученный английскими химиками Эвансом и Филиппсом препарат МВ 693 (по своему химическому составу это не что иное, как сульфапиридин) был заявлен фирмой “Мей и Бекер” к патенту 29 ноября 1937 г., а реферат о нем опубликован лишь в апреле 1940-го. Работа же их советских коллег И.Я. Постовского и Л.Н. Голдырева, в которой дается описание получения путем конденсации такого же препарата, была сдана в печать на четыре месяца раньше и реферирована в зарубежной печати на год раньше.
Через два года свердловские клиницисты впервые получили возможность испытать сульфидин. Задача его апробации легла на плечи коллектива факультетской терапевтической клиники под руководством профессора Кушелевского. Чуть позже сюда же был передан на испытание новый препарат — сульфатиазол. Наблюдения и тщательные сравнительные исследования, продолженные во время войны, убедили, что он — эффективное средство в лечении пневмоний и к тому же отличается относительно малой токсичностью. Это позволяло применять препарат даже без предварительных анализов крови и мочи, что особенно важно в условиях военно-полевой медицины.
В годы Великой Отечественной содружество химиков и медиков еще более окрепло. В лабораториях рождались все новые и новые сульфамидные препараты. Эта работа шла и в созданном в то время Свердловском филиале Всесоюзного научно-исследовательского химико-фармацевтического института, научным руководителем которого стал тоже И.Я. Постовский. А вот путевку в лечебную практику дать им могли только медики. “…Включался в работу весь коллектив. Не было слова “нет”, днем и ночью работали, выхаживая тяжелобольных”, — вспоминает о периоде совместной работы с химиками по синтезу сульфамидов терапевт, кандидат медицинских наук Н.К. Светлакова, пришедшая в клинику в качестве ординатора в 1943 г.
В Свердловском областном музее истории медицины выставлено пожелтевшее от времени Авторское свидетельство на изобретение № 64220 (подлинник!), выданное Б.П. Кушелевскому на препарат для лечения бациллярной дизентерии — сульфанил-стрептоцид. Их совместное с И.Я. Постовским изобретение было зарегистрировано 24 октября 1944 г. Они были признанными лидерами своих коллективов.
…Еще в 1939 г. стало ясно: нужно не только вести лабораторные исследования и клинические испытания сульфамидных препаратов, но и создавать в Свердловске производственные установки по их выпуску. В начале 1940 г. химики приступили к организации таких небольших производств в лабораториях Восточного углехимического института и на заводе чистых реактивов и солей. Одновременно было создано аналогичное производство на Свердловском фармацевтическом заводе и намечено его расширение до ощутимых для области размеров.
Это был главный результат объединения сил химиков и медиков.
Геннадий ЧУКРЕЕВ, научный сотрудник Свердловского областного музея истории медицины, Екатеринбург