Проблема буллинга в подростковой среде
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные – обзывания, непристойные шутки, сплетни – называют моббингом.
Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость. На этом этапе частенько закладывается жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы», либо «агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь.
Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ним, то мы с тобой не друзья»). С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг — травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и т.д.
Советы родителям как помочь своему ребенку предотвратить буллинг:
1. Научиться отличать конфликт от травли и не позволять первому перерасти во второе. В конфликте стороны понимают из-за чего конфликтуют, что их не устраивает. С буллингом дела обстоят иначе – инициатор травли не понимает, что с ним в этот момент происходит: подросток получает удовольствие, но на таком уровне, который он практически не осознает.
2. Не искать причину травли в том, кто стал её объектом. В каждом из нас можно найти что-то, за что захочется зацепиться. Человека травят потому, что в тот момент времени он является более уязвимым, непохожим на других (причем, по любым параметрам). Проблема – всегда в коллективе. Ребёнка, ставшего жертвой буллинга, ни в коем случае нельзя заставлять копаться в себе и искать проблему в своем поведении или действиях, иначе, мы рискуем развить в нём комплекс жертвы.
3. Не питать иллюзий о дружбе «всех со всеми». Если на уровне класса, компании, коллектива урегулированы межличностные конфликты между подростками, т.е. они умеют с довольно раннего возраста строить отношения личностные, а не групповые, тогда шансы на буллинг гораздо меньше. Невозможно дружить со всем классом, но вполне реально следовать принципу мирного «сосуществования».
4. Давать ребёнку право быть другим. Нужно давать каждому человеку право на «себя». Эти рамки устанавливаются в первую очередь в семье. Ребёнок должен понимать, что он может что-то сделать не так, но мама или папа будут достаточно чуткими и тактичными, чтобы слышать и понять его. Семья должна быть для подростка надёжным тылом. В подростковом возрасте дети сталкиваются с невероятным давлением по самым разным направлениям – проблемы могут быть в школе, с друзьями, в романтических отношениях. И семье точно не стоит становиться ещё одним источником этого давления.
5. Проще предупредить, чем бороться с последствиями. Для этого ребёнка необходимо с малых лет научить строить здоровые взаимоотношения. Родители могут сделать это только силой своего собственного примера: если ребёнок видит, что родители относятся друг к другу и к своим детям в равной степени уважительно, то и он сам перенесёт эту модель поведения на свои отношения со сверстниками.
Родителям необходимо научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться уверенности и настойчивости. Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и т.д.
Если профилактические меры не помогли и Ваш ребенок оказался жертвой буллинга, родители должны:
-
Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.
-
Убедиться, что Ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга.
-
Сообщить об этом классному руководителю и школьному психологу.
-
Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
-
В случае развития постравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам.
-
Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать всё на самотек.
Уважаемые родители, будьте в курсе школьных взаимоотношений своего ребенка и вовремя реагируйте на негативные ситуации!
Уфимцева О.Б., социальный педагог КОО