Адаптация ребенка к школе
Эта статья посвящена вхождению ребенка в режим школьного обучения, т.е. адаптации к новому классу и к новой социальной роли.
Как помочь ребенку адаптироваться к новому классу и к новой социальной роли?
Тон обучения и общения ребенка в школе, наверное, все-таки, задает учитель, но оттенки взаимодействия в конкретном классе зависят от всех участников обучения: учеников и учителя, родителей и администрации школы. Поэтому, настройтесь «на позитив» сами и настройте ребенка:
- Ребенок чувствует настрой взрослого, будьте готовы отпустить ребенка в «новые воды». Избегайте метода запугивания школой («Опять ты ошибки делаешь!?В школе тебе за это двойку поставят»), формируйте положительное отношение к школе и подчеркивайте ее значимость для всех членов семьи.
- Расскажите ребенку, для чего нужна школа. Необходимо, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Научусь читать», «Хочу учиться, чтобы быть как мама»). Объясните, что в школе у ребенка свои права и обязанности, что есть определенная структура общения с учителем (расскажите о своем школьном детстве, покажите школьные фотографии, конкретно и подробно расскажите о правилах поведения).
- Помните сами, что семья будет постепенно отходить на второй план, но по-прежнему играть значимую роль в жизни ребенка. И одна из задач родителей – быть надежными, последовательными, быть «достаточно хорошими», чтобы обеспечить ребенку поддержку и помочь реализоваться.
- Познакомьтесь со школой, учителем, классом заранее.
- Выберете с ребенком его будущие школьные принадлежности (форму, рюкзак, ручки, краски, тетради и пр.): это поддержит его желание выполнять учебные задания. Соберитесь всей семьей за праздничным обедом, сходите в кино и т.д.: покажите ребенку и себе, что начался новый, волнительный, но значимый этап жизни ребенка, его взросления.
Период адаптации ребенка не представляет особых трудностей, если вы понимаете, что происходит с ребенком на данном этапе.
Обычно, к 6-7 годам ребенок физиологически, эмоционально, умственно и пр. готов к смене вида деятельности: с игровой на учебную. Более того, он предвкушает новый опыт обучения: дети готовы «шагнуть за ограду», в неизведанное, их тянет к новому. С другой стороны, это новое иногда пугает, поэтому ребенок должен чувствовать, что он сможет вернуться обратно в привычный мир, чтобы набраться сил, отдохнуть и снова выйти «за ограду». Желание такого возврата обычно проявляется в пройденных и забытых формах поведения (коверкание речи, капризы, палец во рту, обращение к забытым игрушкам и пр.). Ощутив вашу поддержку, ребенок будет готов дальше осваивать новые горизонты.
Важным приобретением ребенка, ориентировочно с 6 лет, будет чувство «умелости» (или, в случае негативного прохождения этапа, чувство «неполноценности»): у ребенка обостряется интерес к тому, как устроены вещи, как они могут быть использованы и приспособлены. Если взрослые дают возможность ребенку мастерить, строить, изучать, помогают доводить дело до конца, сотрудничают с ним, хвалят за результат, то у ребенка вырабатывается «умелость» и творческое отношение к миру, развивается трудолюбие, появляется ощущение: «Мне нравится действовать и достигать результатов, это дает мне признание окружающих». Ребенок начинает формировать свою самооценку, опираясь на реальные достижения, в будущем это сформирует у него представление о себе, как о компетентном, способном человеке.
Ребенку очень важно знать, как родители оценивают его и что ожидают от него. Все нюансы, оттенки, которые ребенок чувствует в отношении родителей к нему, чрезвычайно важны для него. Из них складывается у ребенка ощущение веры, сопереживания и любви родителей.
Представим ситуацию: ребенок-школьник показывает родителям классную работу с отметкой «5». Реакция родителей может быть различной, например:
- «Тебе кто-нибудь помогал делать эту работу? Ты у кого-то списал?».
- «Я же говорил (а) — можешь, когда захочешь».
- «Я тобой доволен (довольна)».
- «Молодец. Я рад (а) за тебя».
Как правило, родители не вдумываются в эмоциональный смысл данных реплик, а для ребенка они могут нести различную эмоциональную нагрузку. Эти фразы для ребенка могут означать следующее:
- «Я не верю, что ты сам это сделал (а)».
- «Я знаю, что ты ленивый (ая)».
- «Я тобой доволен (довольна) только, когда ты получаешь пятерки. Ты учишься для меня».
- «Я с удовольствием разделяю твою радость».
Научите ребенка оценивать результат своей деятельности (но не оценивайте личность своего ребенка). Сравните: «ты вышел за контур рисунка» и «ты всегда такой неаккуратный, когда ты научишься быть внимательным!». Не требуйте от ребенка быть отличником, но поддерживайте у ребенка уверенность в себе: давайте ему возможность исправить ошибку, помните, что ошибка – естественное, нормальное и неизбежное явление.
Предугадать, что будет в школе, достаточно сложно, но можно подготовить себя и ребенка. Чаще всего выделяется следующие сложности при адаптации:
- «Режимные трудности» заключаются в неумении выполнять те или иные учебные моменты в строго определенное время, а также в необходимости не просто что-то делать, а обращать внимание на качество работы.Часто напряжение случается из-за того, что кому-то в процессе обучения нужно быть более медленным, а кому-то более быстрым. Если вы знаете, что можно ожидать от вашего ребенка, то поговорите с учителем, который все эти закономерности хорошо знает и который готов «отпустить поводок» и помочь вашему ребенку. Возможно, что он даст вам ряд упражнений или поможет советом: напр., выполнять задания вместе с ребенком (но не вместо него), рассказывать сказку или историю (т.н. игровая форма обучения) или поможет найти информацию о способах развития памяти, внимания.Для успешного вхождения в режим школы также важно и физическое здоровье ребенка – это тот резерв сил, который во многом определяет успешность и первого года обучения, и всего школьного периода жизни. Развивайте двигательную сферу ребенка с помощью занятий физкультурой и прогулок.
- «Коммуникативные трудности» – нежелание вступать в контакт с окружающими или неумение организовывать общение, а также трудности, возникающие во взаимоотношениях с учителем. Постарайтесь понять, что происходит, чем вызвано данное поведение и найти удовлетворяющее все стороны решение. Поговорите с учителем и найдите причину сложностей: вашему ребенку может не хватать внимания (и тогда можно попросить включить его в какие-то классные мероприятия или давать несложные поручения, в которых он ощутит свою значимость) или ребенку может быть одиноко из-за того, что ему сложно познакомиться (и тогда можно поиграть с ним в игру «Давай знакомится» и пр.). Старайтесь не высказывать какого-то недовольства ребенку, пока не наладите контакт с ним, особенно в момент его возращения из школы. Будьте творческими, будьте доброжелательными, будьте гибкими.
- Вопросы личной безопасности (напр., травмы во время перемены). Как правило, администрация школы дает родителям рекомендации для профилактики подобных ситуаций на школьных собраниях. Дома донесите до ребенка эти правила безопасности: напр., что если все катаются с перил, то не обязательно это повторять, а побегать можно в спортзале.
Школьный возраст - это тот период, когда ребенку необходима поддержка и понимание со стороны родителей, сопереживание его радостям и огорчениям. Главная задача родителей в данный период -помочь ребенку принять новую социальную роль-роль школьника.
В завершение отметим, что родители интуитивно сами все вышенаписанное понимают и поступают так, как надо, и когда родители задают вопросы, им часто нужны не советы о том, как поступать и что делать, а понимание того, что происходит.
Вы вправе ожидать от вашего ребенка проявления неуверенности, тревоги, страха. Верьте, что он справится, и знайте, что ему время от времени захочется и будет необходимо вернуться из внешнего мира в свою ограду: привычная обстановка, ваши присутствие, любовь, поддержка и принятие – которые в конечном итоге обеспечивает семья.