Яндекс.Метрика Педиатр Евгений Комаровский — о родительских страхах и заблуждениях

баннер интерактивы.png

тест2.png

Мы в соцсетях
  v.png   y.png   o.png  t.png    
ГлавнаяСоциальные сетиМатеринствоПедиатр Евгений Комаровский — о родительских страхах и заблуждениях

Педиатр Евгений Комаровский — о родительских страхах и заблуждениях

Педиатр.jpg

Педиатр Евгений Комаровский — известный детский врач, который является авторитетом для многих современных родителей. В своих книгах и программах на телевидении он рассказывает о том, что нужно делать, чтобы дети росли здоровыми, а родители оставались здравомыслящими.

О родах

— Как вы относитесь к популярным сейчас домашним и партнёрским родам?

— Партнёрские роды (роды, при которых присутствует отец ребёнка. — Прим. ред.) в условиях роддома — это прекрасно. Домашние роды, при которых минимизированы возможные риски, а в случае, если что-то пойдёт не так, можно за 20 минут добраться до роддома, — это тоже прекрасно. Отсюда логичный вывод: проблема не в том, как мы эти роды называем, а в том, как организован процесс. Цель одна: комфорт и безопасность всех участников. Но сегодня домашние роды в нашей стране — реальный риск для жизни, причём риск однозначно больший, чем в условиях роддома.

— А какой главный риск при домашних родах?

— Невозможно выделить какой-то один самый главный риск, их несколько. Например, есть опасность возникновения кровотечения у роженицы, расстройства кровообращения у плода или нарушения дыхания у новорождённого. Всё это можно вовремя диагностировать в роддоме, и есть эффективные способы помощи, к которым далеко не всегда можно прибегнуть в домашних условиях.

— Какие вопросы обязательно нужно задать педиатру в роддоме?

— Я бы поинтересовался, каков режим встреч родильницы с родственниками (родильница, в отличие от роженицы, — это женщина, которая уже родила. — Прим. ред.). Какие вакцины будут использоваться? В каких условиях будет находиться ребёнок? Какая температура в палате и какова возможность её регуляции? При каких условиях произойдёт выписка? Кто поможет уложить ребёнка в автокресло и покажет, как им правильно пользоваться? Ещё я бы узнал, в какие сроки и к кому из персонала роддома можно обращаться за консультативной помощью, — например, при возникновении вопросов по грудному вскармливанию.

— Существуют ли какие-то исследования, которые нужно обязательно сделать ребёнку в роддоме на первых днях жизни?

— Нет ничего такого, что можно сделать в роддоме, но нельзя сделать через неделю в нормально оборудованной поликлинике. Другой вопрос, что ряд исследований, направленных на своевременное выявление некоторых врождённых нарушений обмена веществ, что входит в так называемый скрининг новорождённых, рационально делать именно в роддоме. 

О вакцинации и осмотрах

— Сейчас всё больше родителей отказываются вакцинировать своих детей. Действительно ли прививки так опасны? Почему их всё-таки нужно делать?

— В нашей жизни всё меньшее место занимают те болезни, которые породили на свет само явление вакцинации. Именно благодаря прививкам дифтерия или столбняк сегодня — это что-то редкое и невидимое. В интернете часто можно встретить истории о том, как тому или иному человеку стало плохо после прививки. Но при этом там не пишут о том, как непривитый ребёнок кашлял четыре месяца с остановками дыхания, потому что заразился. Люди не знают и не видят больных, не интересуются буднями инфекционных больниц.

Кроме того, прививки — дело государственное, а наши люди не очень дружат с государством. Поэтому, когда государство что-то предлагает или чего-то требует, так хочется держаться от этого подальше. Тем не менее прививки, осуществляемые качественными вакцинами и в соответствии с определёнными правилами, — это самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней. И делать их нужно тогда, когда у вас хватает логики и здравого смысла, чтобы сопоставить риски: риск дифтерии и риск прививки от дифтерии, риск полиомиелита и риск прививки от полиомиелита.

Сейчас, в условиях активного информационного обмена, всё меньше людей сохраняют способность объективно анализировать информацию и оценивать её источники, легко соглашаются с мнением, которое удобно и которое легко воплотить в жизнь. Конечно, не читать, не интересоваться и не ходить в поликлинику за прививками — это очень удобно.

— Если с риском болезней всё понятно, то какие основные риски у прививок? И можно ли каким-то образом их минимизировать? Выбирать иностранные вакцины, например?

— Касательно того, что среднестатистическому россиянину всё понятно с риском болезней, я бы поспорил. Но применительно к рискам прививок надо для начала чётко понимать разницу между реакциями на вакцинацию и её осложнениями.

Осложнения — огромная редкость, это один случай на сотни тысяч или даже на миллионы прививок, который невозможно заранее предсказать с помощью обследований. Это всегда непрогнозируемый индивидуальный ответ конкретного организма. Такой неадекватный ответ возможен всегда, когда в организм попадает любое лекарство — будь то парацетамол от температуры, ампициллин от ангины или вакцина от кори. Таким образом, про осложнения с определённой долей условности можно сказать, что тут работает исключительно случай.

Реакции на прививки — совсем другое дело. Такое бывает часто, но информированные родители имеют множество эффективных способов уменьшить как выраженность реакций, так и вероятность их возникновения. Они могут и вакцины выбирать, и влиять на место-время-условия вакцинации, и совершать правильные действия, касающиеся образа жизни ребёнка до и после вакцинации. Ещё один принципиальный момент — умеют ли родители правильно реагировать на повышение температуры тела у малыша? Знаком ли им алгоритм обязательных действий, необходимые параметры воздуха, режим прогулок? Как поить, как кормить, как, когда, какое и в каком количестве давать лекарство? Есть ли это лекарство в доме — или за ним придётся бежать в аптеку в три часа ночи?

Врач совершенно не заинтересован в том, чтобы вы были здоровы, поскольку здоровый никогда не скажет спасибо. Как следствие — большинство проф. осмотров заканчиваются обнаружением болезней

Я хочу донести мысль о том, что причиной повышения температуры может быть и прививка, и вирус, но в обоих случаях возможны абсолютно неадекватные действия родителей. Например, ребёнка держат в жарко натопленной комнате и растирают его водкой, а потом эти действия приводят малыша в стационар. При диагнозе ОРВИ мамы смиренно лечат детей, но, если это была реакция на прививку, они тут же начинают писать во всех соц. сетях о том, как жуткие вакцинаторы довели ребёнка до капельницы.

— В России существует календарь прохождения медосмотров у специалистов и прививок для детей разных возрастов. Не устарела ли эта система? Какие осмотры действительно необходимы на разных этапах жизни ребёнка?

— Наши календарь и график осмотров просто прекрасны. Есть мало стран, где людям доступна подобная частота профилактических осмотров. Прежде всего потому, что нет стран, где бы столь низко оценивался труд врача. Там, где платит частная страховая компания (то есть там, где платят из своего кармана), любой контакт с врачом — это очень ответственно, а, следовательно, очень дорого. Поэтому встречи с врачами — редкость.

Но наши организаторы здравоохранения уже лет 90 всё никак не могут разглядеть огромную проблему, изначально заложенную в нищего врача. Во-первых, он не готов брать на себя ответственность, поэтому осмотр — это сплошь и рядом непродуктивное беганье от одного специалиста к другому. А во-вторых, врач совершенно не заинтересован в том, чтобы вы были здоровы, поскольку здоровый никогда не скажет спасибо. Как следствие — большинство профосмотров заканчиваются обнаружением нескольких болезней.

Теоретически у каждого ребёнка должен быть свой врач, с которым однозначно надо встречаться по мере того, как у родителей возникают проблемы и вопросы. Один раз в три месяца — на первом году жизни, один раз в полгода — на втором и ежегодно — в дальнейшем. Плюс клинические анализы крови и мочи — это, пожалуй, необходимый минимум.

— Расскажите, как вы в целом оцениваете современное состояние педиатрии на постсоветском пространстве? Есть ли какая-то положительная или отрицательная динамика?

— К медицине XXI века состояние нашей педиатрии никакого отношения не имеет. Есть отдельные и очень-очень редкие островки современной цивилизации, но в целом ситуация печальная и в лучшую сторону мало что меняется. Отрицательная динамика прежде всего связана с тем, что достойный уровень жизни и диплом педиатра сочетаются в очень малой степени.

О страхах и заблуждениях

— Говорят, что использование подгузников вредно для детей. Это правда?

— Это домыслы завистливых бабушек, которые ну никак не могут смириться с тем, что современная женщина избавлена от бесконечной стирки.

— В любой ли ситуации стоит обращаться к врачу? Например, если у ребёнка банальный насморк?

— Вы, пожалуй, удивитесь, но ВОЗ положительно относится к самолечению и всячески рекомендует распространять среди населения основы медицинских знаний. Главный совет: обращаться к врачу надо тогда, когда некий симптом у конкретного человека появился впервые в жизни. Подумайте над этим советом, и всё станет понятно.

— А с каким самым глупым заблуждением о детях и детском здоровье вам приходилось сталкиваться?

— Самое глупое — слепая вера в лекарства. Cамое печальное — уверенность большинства мужчин в том, что мама ребёнка лучше, чем папа, знает, как ухаживать за малышом и что ему нужно.

Кстати, есть два главных родительских страха. Они присущи в основном женщинам, инстинктивны и, как правило, иррациональны: страх, что ребёнок замёрзнет, и страх, что он умрёт от голода. Для преодоления этих страхов необходим вменяемый, интересующийся здоровьем ребёнка папа. Поиск, выращивание и сохранение подобных мужчин — чуть ли не главная проблема нашей современной жизни.

— Нужно ли ограждать детей от домашних животных? Есть ли болезни, которые животные могут передать детям?

— Не нужно. Но следует заранее поинтересоваться рисками и способами эти риски обойтись. Собачка может укусить, ящерица — заразить сальмонеллёзом, попугайчик — стать источником аллергии. Но всего этого можно избежать.

Понятно, что проще всего придумать вред и рассматривать его как повод никого не заводить. Тем не менее собака — великолепный способ заставить папу оторвать попу от дивана и пойти гулять, заодно прихватив с собой ребёнка. К сожалению, малыш без собаки большинством пап не рассматривается в качестве достаточного повода для прогулки.

— А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы?

— С двух лет, но эта рекомендация практически никогда и никем не выполняется. Поэтому до этого момента хотя бы не превышайте лимит в 30 минут в день. И желательно израсходовать его не за один раз, а в три-четыре захода.

О питании

— Нужно ли давать ребёнку витамины, и если да, то какие? Например, практически все педиатры настоятельно рекомендуют давать детям витамин D. Насколько это оправданно?

— Как правило, их давать не нужно, и стандартная рекомендация ВОЗ — предпочесть разнообразное питание приёму комплексных витаминов. Однако приём витамина D имеет намного больше плюсов, чем минусов. В дозе 500 единиц в день он не помешает никому и никогда, но я бы всё-таки предпочёл индивидуальный подход в выборе дозы и рекомендовал учитывать место жительства, режим прогулок, характер питания и цвет кожи.

— Есть ли рациональное зерно в моде кормить грудью до трёх лет и спать вместе с ребёнком?

— У каждого свои представления о рациональности. Для меня как для педиатра главное мерило рациональности — медицинская наука, серьёзные исследования, анализирующие реальную пользу или вред тех или иных действий.

Кормить грудью до шести месяцев — крайне важно и нужно, до года — желательно, а после года никакой реальной пользы для здоровья ребёнка в кормлении грудью нет, если речь идёт о стране, в которой соблюдаются основы безопасного питания. В некоторых странах, особенно тропических, с низким уровнем медицины вообще и санитарии в частности, ВОЗ рекомендует кормить грудью до двух лет, поскольку прекратить раньше — значит подвергнуть своего ребёнка риску умереть от кишечной инфекции. К нам эта рекомендация не особо относится, и это сплошь и рядом не понимают сторонники длительного грудного вскармливания.

Что касается совместного сна, то здесь всё ещё более определённо — это не рекомендуют ни ВОЗ, ни педиатрические ассоциации большинства стран.

— Критично ли совсем отказываться от грудного вскармливания? Какие могут быть последствия кормления ребёнка смесью с самых первых дней его жизни?

— И критично, и драматично, и смертельно опасно в странах с низким уровнем гигиены и низким уровнем здравоохранения. По некоторым данным, в таких странах отсутствие материнского молока в 14 раз увеличивает вероятность смерти малыша от кишечной инфекции.

Кормить грудью до шести месяцев — крайне важно и нужно, до года — желательно, а после года никакой реальной пользы для здоровья ребёнка в кормлении грудью нет

Но для цивилизованной страны, знакомой с мылом и такой специальностью, как педиатрия, критично — не совсем то слово. Не кормить грудью — неправильно, неестественно, нерационально, дорого, неполезно как для мамы, так и для ребёнка. И хотя современные молочные смеси позволяют минимизировать риски для здоровья, достоверно доказано, что при искусственном вскармливании значительно увеличиваются риски диабета, отитов, кишечных инфекций, ожирения и аллергии.

— Можно ли начинать прикорм с баночного пюре?

— Конечно, можно, если это овощное пюре. Фруктовые пюре — это десерты, которые не рассматриваются в качестве самостоятельного прикорма. Если же вы делаете акцент на слове «баночка», то я однозначно за то, чтобы мама вместо стояния на кухне лишний час провела с ребёнком на свежем воздухе, в то время как папа купит качественное баночное питание.

— Должно ли питание ребёнка отличаться от питания взрослых?

— На земле нет ни одного млекопитающего, детёныши которого питались бы не так, как взрослые особи. Молоко мамы, затем кратковременный период пережёванной родителями пищи, и вперёд — к обычной еде. Другой вопрос в том, что взрослые человеческие особи напридумывали себе кучу совершенно неестественных и вредных продуктов: сладких, жирных, острых, горьких, солёных, содержащих алкоголь. Понятно, что никакими рекомендациями невозможно привить родителям осторожность и чувство меры.

А вот правильные пищевые привычки у ребёнка сформировать можно и нужно. Но следует понимать, что детёныши инстинктивно копируют пищевые привычки взрослых членов стаи. Нельзя сформировать правильные привычки у ребёнка, если, например, у папы они не сформированы.

— Правда ли, что рекомендуется как можно дольше не давать детям сладкое и шоколад?

— Как можно дольше — это перегиб. Но не приучать к сладкой пище и особенно к сладким напиткам — очень важно. Без шоколада до трёх лет однозначно можно обойтись. В любом случае, следует помнить о том, что сладости допустимы лишь тогда, когда нет лишнего веса и созданы условия для двигательной активности ребёнка.

— А необходимо ли малышу есть суп несколько раз в неделю?

— Нет. Первое блюдо — это традиция определённых народов мира, и мы однозначно относимся к таким народам. Но медицинская наука не рассматривает суп в качестве обязательного компонента детского рациона.

— Критично ли отсутствие мяса в рационе ребёнка, если родители — вегетарианцы и хотят воспитать ребёнка-вегетарианца?

— Некритично, если родители информируют о своём выборе врача, который в состоянии дать доступные и понятные рекомендации — как обследовать малыша, как уменьшить риски, на что сделать акценты в питании. Кроме того, родителям необходимо чётко знать, как — какими продуктами, пищевыми добавками и лекарствами — компенсировать и возможный, и вероятный дефицит белка, железа, некоторых витаминов. Как минимум два раза в год нужно делать ребёнку обычный клинический анализ крови.

— Если оба родителя аллергики, есть ли какие-то способы снизить вероятность того, что у ребёнка тоже будет аллергия?

— Способы есть: не перекармливать, не перегревать, избегать стерильности, минимизировать контакты с фармацевтической продукцией и бытовой химией, заниматься спортом, следить за своевременной очисткой кишечника. Беда состоит в том, что по наследству передаётся не столько аллергия, сколько педагогические принципы родителей. Выросшие в тепле, при изобильной еде и лекарствах аллергики делают своих детей такими же, наступая на грабли уже своих родителей.

— Нужно ли вообще заставлять ребёнка есть? Почему дети иногда едят слишком мало и отказываются почти от любой пищи?

— Никогда! Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством вырабатываемых гормонов. Уровень этих гормонов повышается и понижается, соответственно реагирует и аппетит. Вы не удовлетворены аппетитом ребёнка? Спорт, прогулки и активные игры вам в помощь.

О воспитании

— С какого возраста ребёнку необходимо регулярно находиться в детском коллективе?

— Ребёнка можно вырастить вполне адекватным и успешным без регулярного посещения детских коллективов. Но искусство общаться с себе подобными — одно из важнейших человеческих умений, освоение которого требует регулярных тренировок. Поэтому детский коллектив — условие не обязательное, но весьма желательное. Эпизодические контакты с детьми приветствуются уже с 9–12 месяцев, а после 1,5–2 лет посещение детского коллектива на регулярной основе — это очень даже хорошо.

— В раннем развитии больше вреда или пользы?

— Это как с лекарством — всё определяется дозой. В умеренном количестве — сплошная польза, но, когда вместо того, чтобы бегать, прыгать и скакать, ребёнок учит фамилии американских президентов — это уже патология, причём патология того, кто организовывает подобное раннее развитие. Ребёнок учится с самого рождения, инстинктивно рассматривая взрослых как пример для подражания. Будьте правильным примером.

— Правда ли, что нельзя наказывать и ругать ребёнка до трёх лет?

 Есть огромное количество самых разнообразных педагогических методик. Хорошие, умные, добрые люди вырастают и там, где детей ругают и наказывают. Обсуждать надо скорее не саму возможность наказаний и ругани — без этого не обойтись никому и никогда, — а методы наказаний, способы, посредством которых взрослые могут дать детям путёвку в жизнь. Но взрослых этому никто не учит, хотя это абсолютно обязательные, прикладные знания. Основы семейной педагогики и основы семейной медицины, на мой взгляд, должны быть обязательными предметами в школе.

— А стоит ли разрешать бабушкам и другим родственникам вмешиваться в воспитание детей?

— Все принципиальные решения могут принимать только мама, папа и педиатр. Родственники могут, во-первых, советовать — при условии, что способны не обижаться на то, что их советы не используются. Если же они обижаются, следует немедленно ввести мораторий на советы. И во-вторых, они могут пассивно помогать, требуя от родителей решения всех принципиальных вопросов. Так, бабушка может отправиться на прогулку с ребёнком, но предварительно она должна согласовать с мамой, что на него надеть, куда пойти и сколько гулять.

— Должен ли у ребёнка быть режим дня?

— Режим дня делает удобной жизнь семьи и жизнь ребёнка в обществе. Режим дня устанавливают родители, руководствуясь интересами семьи. Другое дело, что родители сплошь и рядом не в состоянии добиться удобного режима по причине собственной лени или незнания. Вы хотите уложить дитя в 21:00, но не хотите погулять перед сном и почитать сказку? Ну, тогда может так случиться, что ребёнок не согласится с режимом, который вы пытаетесь ему навязать.

— А как вы относитесь к тому, что многие современные дети быстрее учатся пользоваться планшетами и смартфонами, чем говорить?

— Плохо отношусь, но это целиком и полностью ответственность родителей. Именно мама и папа дают ребёнку ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, именно мама и папа вводят малыша в этот мир и навязывают определённые правила игры. Вы просто должны понимать, что у смартфона могут быть другие ответы на основные жизненные вопросы. Поэтому не удивляйтесь, если в дальнейшем планшет станет для малыша большим авторитетом — и в значительной степени более надёжным другом, чем мама и папа.

Источник
Яндекс.Метрика