Уровень образования и упражнения на интеллект влияют развитие деменции
Ученые утверждают, что получение высшего образования уменьшает риск развития тяжелых когнитивных расстройств. Каждый дополнительный год вузовского обучения существенно сказывается на вероятности появления деменции, снижая ее примерно на 10%.
В исследовании, проведенном группой финских и британских медиков, посмертный анализ тканей мозга пациентов показал, что патологические изменения у людей с высоким и низким уровнем образования примерно одинаковы. Между тем пациенты с более высоким уровнем образования при жизни показывали лучшие результаты тестов. Отсюда вывод: уровень образования не влияет на динамику атрофических процессов, не препятствует гибели нейронов, однако люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, более успешно справляются с компенсацией потерь. В связи с этим идея получения дополнительного образования как профилактической меры выглядит весьма привлекательной. Ученые уже подсчитали, что если сегодня в США отсрочить начало развития деменции на 2 года у людей старше 50 лет, в ближайшие 40 лет количество дементных больных уменьшится на два миллиона человек, что заметно сократит расходы на здравоохранение.
Впрочем, даже если вы не выбрали в свое время профессию, связанную с интеллектуальным трудом, и не получили многолетнее вузовское образование, не переживайте. Американские исследователи доказали, что низкий уровень образования может быть компенсирован регулярным выполнением интеллектуальных упражнений. Основой для такого заключения выступило масштабное наблюдение за испытуемыми в возрасте от 32 до 84 лет (средний возраст – 56 лет). В ходе испытаний проверялись вербальная память (запоминание слов), качество речи и обратный счет. Как и ожидалось, участники с более высоким уровнем образования выполнили задания более успешно. Однако была выявлена группа испытуемых с низким уровнем образования, результаты которых были ничуть не хуже. Ученые выяснили, что люди с более низким уровнем образования могут компенсировать отличие выполнением некоторых видов деятельности: чтением, составлением текстов, посещением лекций, решением головоломок, если занимаются этим регулярно.
Эти результаты, опубликованные в журнале American Journal of Geriatric Psychiatry, вполне согласуются с данными других исследований, согласно которым постоянная интеллектуальная активность улучшает работу мозга. Ученые полагают, что полученные результаты позволяют более оптимистично оценивать возможность понижения риска возникновения деменции у людей с низким уровнем образования.
Учитывая это и подобные ему исследования, многие производители компьютерных программ и видеоигр приступили к выпуску соответствующей продукции. Сегодня рынок программного обеспечения «фитнеса для мозга» – дисков с несложными математическими задачами, тестами для памяти и словесными загадками – растет головокружительными темпами.
Широкую аудиторию также собирают сегодня специализированные интернет–сайты (brainbuilder. com, mybraintrainer.com и другие), предлагающие зарегистрированным пользователям доступ к множеству разнообразных упражнений для тренировки мозга. Между тем сами исследователи проявляют осторожность в оценках, заявляя, что окончательные выводы можно будет делать лишь тогда, когда будут выявлены результаты продолжительного воздействия этих программ на мозг и на мышление.
Впрочем, активный досуг – это не только занятия спортом и выполнение специальных упражнений. Для поддержания когнитивных функций достаточно просто активного отношения к жизни. Чтение журналов, вязание, компьютерные игры положительно влияют на отсрочивание и предупреждение нарушений памяти. А вот просмотр телевизора в число занятий, оказывающих положительное воздействие на работу мозга в зрелом возрасте, не попал. Американские ученые обследовали около двухсот пациентов с умеренными когнитивными расстройствами или нарушениями памяти в возрасте от 70 до 89 лет. Для сравнения была отобрана группа из более чем тысячи человек в той же возрастной группе, но без указанных симптомов. Испытуемым из обеих групп были заданы вопросы о формах досуга, которые они предпочитали в среднем возрасте (от 50 до 65 лет) и за последний год.
Результаты показали:
- У тех, кто в последний год читал книги, играл в компьютерные игры, занимался ручной работой, риск развития нарушений памяти снижался на 30–50% по сравнению с любителями пассивного отдыха.
- Участники, которые проводили за последние годы менее семи часов перед телевизором, вдвое сокращали риск появления расстройств памяти, чем те, кто смотрел его дольше.
- Участники, читавшие журналы в среднем возрасте, снижали риск развития расстройств памяти на 40%.