Как провести классный час на тему вреда курения
Международный день отказа от курения отмечают каждый третий четверг ноября. В последние несколько лет все больше людей отказывается от сигарет. Но дети и подростки по-прежнему уязвимы: они начинают курить без четкого представления о своих мотивах, вреде табака, не зная, как сказать «нет». В преддверии памятной даты можно провести классный час о вреде курения.
Специфика работы с детской и подростковой аудиторией
Задумываясь, как провести мероприятие в школе, следует помнить о том, что нередко несовершеннолетние начинают курить в 8-9 лет. Первыми «кумирами для подражания» становятся члены семьи и лишь потом – друзья, известные личности, герои книг, фильмов. Важно организовать работу не только с подростками, но и с учениками начальных классов.
Чтобы построить урок в соответствии с интересами детей, необходимо заранее собрать информацию о том, какие их вопросы беспокоят, что они знают о сигаретах, насколько благоприятно в этом плане их окружение. Психологи рекомендуют провести анонимное исследование аудитории. В состав анкеты следует включить вопросы и варианты ответа для самостоятельного заполнения:
- Курят ли ваши родители? (варианты ответа: да/нет)
- Курят ли в вашей компании? (варианты ответа: да/нет)
- Как вы думаете, с какого возраста дети/подростки начинают курить? (варианты: до 10 лет/ от 10 до 11 лет/ в 13 лет/ старше 18 лет/ не знаю)
- Для чего дети начинают курить? (чтобы выглядеть взрослее/ учатся от старших/ для борьбы со стрессом, переживаниями/ не знаю)
- Курите ли вы? (варианты ответа: да/нет)
- Если да, то планируете ли бросать? (варианты ответа: да/нет)
- Знаете ли вы, какие вещества содержатся в сигарете? (варианты ответа: да/нет)
- Знаете ли вы, какой вред приносит курение здоровью? (варианты ответа: да/нет)
Думая, как рассказать о вреде курения и мотивах, которые движут подростками, классный руководитель может пригласить на урок врача-нарколога. Так дети получат ответы на волнующие вопросы, которые они могут написать заранее и отдать специалисту перед уроком. Наличие эксперта, имеющего опыт работы с проблемами зависимостей, заинтересует скептически настроенную подростковую аудиторию.
Важно помнить, что в условиях доступности информации любые попытки «запугать» учащихся обречены на провал. А вот привлечение детей к подготовке мероприятия в школе поможет им самостоятельно изучить материалы о вреде курения до урока.
Разделив учеников на группы, педагог предложит им выполнение заданий:
- создание плакатов о влиянии курения на организм;
- подготовка докладов о составе сигарет, истории курения.
Структура урока о вреде курения
Для сохранения интереса к материалу на протяжении всего занятия следует чередовать информационные блоки с активной работой детей. Профилактика курения в школе и за пределами ее направлена на то, чтобы учащиеся запомнили, что:
- курение несет вред здоровью;
- курение в общественном месте – правонарушение;
- при возникновении проблем с курением следует обратиться к специалисту (психолог, нарколог).
Вступление классного руководителя о вреде курения
Начиная классный час в рамках акции «Школа против курения», руководитель может использовать тематическую презентацию, привлекающую внимание к проблеме. Чтобы подчеркнуть актуальность проблемы, достаточно представить факты, свидетельствующие, что курение – смертельно опасная привычка:
Факт | Что это значит |
Среди взрослых людей в России курит каждый четвертый человек. | У каждого есть родственники или знакомые, которые медленно убивают себя. |
На территории РФ ежегодно выкуривается до 265 миллиардов сигарет. | Если рассчитать, сколько приходится на душу населения, получится, что даже младенцы «курят» по 1800 сигарет/год. |
Каждый четвертый курильщик из-за своей привычки умрет раньше. | Он не успеет сделать все, что хотел и планировал, так как проживет на 5, 10, 20 лет меньше. |
30% курильщиков хотят бросить, но не могут. | Каждый третий зависимый, понимая вред привычки, не может справиться с ней сам. |
Пассивный курильщик получает минимум 20% тех вредных веществ, что содержатся в сигарете. | Находиться рядом с курильщиками небезопасно. «Я просто постою с тобой» приводит к раку, астме, ухудшает успеваемость в школе. |
Каждые 6 секунд заболевания, связанные с курением, убивают 1 человека в мире. | 1 урок занимает 45 минут. Когда мы закончим этот классный час, курение убьет еще 450 человек. |
Учитель может подчеркнуть, что информация о вреде курения доступна всем. Сигареты являются таким же наркотиком, как и героин, кокаин. Однако в отличие от средств, объявленных «вне закона», табак свободно продается в магазинах и приводит к гибели не сразу, а постепенно.
Так взрослый человек может умереть, одномоментно получив дозировку никотина, содержащуюся в 1 пачке сигарет. Ребенок погибнет от половины пачки. Да, никто и не выкуривает столько сразу, но отравление организма развивается постепенно, и когда человек действительно хочет бросить, то вырваться из цепких лап зависимости и восстановить здоровье оказывается непросто.
Доклады учащихся
В этом блоке дети демонстрируют подготовленные заранее презентации. Учитель предоставляет им право выбирать интересную тему из списка:
- Откуда произошло и как распространялось курение в мире. К этому докладу можно подобрать информацию о табаке, курении индейцев, экспедиции Колумба и постепенном вовлечении в культуру табакокурения женщин и детей.
- Состав сигареты. Как курение влияет на разные системы органов.
- От моды на курение до первого представления о вреде привычки. В этом коротком сообщении школьники могут рассказать о мифе, что курение придает особую элегантность девушкам, а мужчины приобретают брутальные черты. В качестве иллюстрации подойдут кадры фильмов 20 века. Затем следует сказать о первых исследованиях в этой сфере.
Проиллюстрировать опасность курения поможет история Уэйна Макларена – знаменитого «ковбоя Мальборо», умершего от рака легких. Стоит проработать и защиту – «я не такой, со мной этого никогда не случится». Одно из самых серьезных последствий курения для детей – сохранение вредной привычки во взрослом возрасте. Эксперты ВОЗ утверждают, что:
- 80% регулярно курящих подростков, продолжают делать это и после 18 лет;
- если подросток выкурил 2 и более сигареты, вероятность, что он никогда не сможет бросить – 70%.
Тематические плакаты
Яркие зрительные образы запоминаются лучше докладов и презентаций. Группа школьников может приготовить плакаты о вреде курения и разместить их в аудитории до начала классного часа. После занятия наглядные пособия будут участвовать в школьном конкурсе с голосованием учеников и преподавателей. Грамоты и призы послужат мотивацией для участия в мероприятии. Ученики могут выбрать готовую тему или предложить свою. Примеры плакатов:
- Состав сигареты.
- Влияние никотина на организм.
- Заболевания, связанные с курением.
- Пассивное курение – так ли оно безопасно.
- Курение во время беременности.
- Так ли привлекательны курильщики.
Учитель должен обратить внимание детей на подготовленные плакаты и попросить их выбрать те, что понравились им больше всего.
Курение и мечты – разговор о будущем
Описывая последствия раннего курения, следует обратить внимание учащихся на то, что вредная привычка может разрушить их будущее. Исследуя эту проблему, педиатры пришли к заключению, что сигареты в первую очередь «ударяют» по сердечно-сосудистой и нервной системам. Так зависимость:
- ухудшает память, внимание – снижает успеваемость;
- замедляет психическое развитие ребенка;
- приводит к плохой переносимости физических нагрузок.
Что это означает? Все люди имеют какие-то планы на будущее. Для их реализации, преодоления естественной конкуренции требуется крепкое здоровье. Если организм истощен курением, человек не поступит учиться туда, куда планировал, его просто признают негодным для тех профессий, где требуются определенные физические данные и выносливость.
Так мечты останутся мечтами, а успешными будут те, кто не променял свое здоровье на курение. Рассказать о том, как сигареты портят жизнь, может как сам классный руководитель, так и приглашенные специалисты. Полезным будет выступление психолога. Оно подготовит аудиторию к восприятию и активному участию в следующей части урока.
Плюс факты минус мифы
Любая беседа о вреде курения в школе должна сопровождаться озвучиванием и причин, вынуждающих людей брать в руки сигарету. Какие же особенные качества приобретают дети, начиная курить? В этом блоке учитель озвучит результаты анкетирования и расскажет, что большая часть несовершеннолетних курильщиков учащиеся средних и старших классов.
В этом возрасте дети испытывают потребность в принятии группой (одноклассники, компания друзей) и желание чувствовать себя более зрелым, свободным. Некоторые закуривают, протестуя против общения в семье, когда чувствуют себя лишними, непонятыми.
Для иллюстрации следует взять лист ватмана, разделить его вертикальной чертой пополам. В левом столбце будут указаны причины, побуждающие детей браться за сигарету, в правом – минусы и риски курения. Сначала заполняют столбец «причины», комментируя их. Работа проводится вместе с детьми.
Вот самые распространенные причины:
- Из любопытства. Получается, что ребенок не окончательно понимает своим мотивы.
- Чтобы выглядеть взрослее. Это означает, что ученик хочет произвести впечатление на сверстников, так как сам не считает себя ни взрослым, ни самостоятельным.
- Чтобы похудеть. Это распространенный миф. С таким же успехом можно заразиться гельминтами, туберкулезом и «сохнуть» от болезни.
- «За компанию». Получается, что человек не может сказать «нет» и фактически делает что-то против своей воли, ставя мнение окружающих важнее своего.
- Курение модно. Фактически уже нет. Мода сохранилась только в неразвитых странах, жители государств с высоким уровнем жизни уже сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
- Привлекательная реклама. Цель рекламы – продажа товара и увеличение числа потребителей, а не забота о чьем-то здоровье. Больше рекламы можно встретить в странах «третьего мира», в большинстве государств она запрещена.
Закончив заполнение левого столбца, учитель (или врач-нарколог) должен рассказать о том, что приобщение к курению происходит не одномоментно. Этот процесс протекает через 4 стадии:
- Узнавание: ребенок видит курящих взрослых, привыкает к виду, запаху сигарет.
- Желание попробовать. Это происходит позже, важную роль играет одобрение ровесников.
- Начало потребления. Курильщика поддерживает убеждение, что сигарета его «успокаивает, поднимает настроение».
- Формирование зависимости. Постепенно организм привыкает, что никотин поступает регулярно, и уже не может без него обходиться.
Что же в действительности меняет сигарета в жизни человека? Профилактика раннего начала и побуждение к прекращению курения включают в себя создание четкого представления о вреде привычки. Ведущий с помощью учеников начинает заполнять правый столбец:
- Курение сокращает жизнь. В среднем на 4,5 лет.
- Кроме никотина в организм попадает более 1000 ядовитых соединений: ухудшается состояние волос, кожи, снижается иммунитет, страдает мозг, сердце и сосуды.
- Увеличивается риск заболевания раком легких, груди, горла, нижней губы.
- Вынуждает тратить деньги. В год – десятки тысячи.
- Отравляет окружающих. Риск смерти от болезни сердца среди пассивных курильщиков возрастает на 60%.
- Мешает найти престижную работу. При трудоустройстве работодатели всё чаще делают выбор в пользу некурящих и не стесняются получить доказательства, что у человека действительно нет зависимости.
- Курение – причина пожаров и связанных с этим смертей.
- Курение больше не модно. Модно правильное питание и посещение спортивного зала.
- Курение объявлено привычкой вне закона. Оно официально запрещено в общественных местах.
При наличии свободного времени приглашенные эксперты могут ответить на заранее подготовленные вопросы учеников, а учитель показать тематические видео ролики.
Цель классного часа – формирование представления о курении, как о разрушительной привычке. Привлекая учеников к подготовке урока, педагог учит их поиску, анализу материала и самостоятельной оценке фактов.