Профилактика гриппа и инфекционных заболеваний в школе, когда вводят карантин
Меню

Карта муниципальных медицинских организаций города Екатеринбурга

Карта муниципальных медицинских организаций города Екатеринбурга
Подробнее

баннер интерактивы.png

тест2.png

Мы в соцсетях
2000px-Instagram_logo_2016.svg.png  f.png   v.png   y.png   o.png  t.png    
ГлавнаяДля населенияПрофилактика заболеванийГриппПрофилактика гриппа в школе и ДОУ, карантинные мероприятия

Профилактика гриппа в школе и ДОУ, карантинные мероприятия

Образовательные учреждения – это те места, где дети регулярно проводят большую часть времени. Скученность, высокая контактность, неблагоприятные микроклиматические условия – основные причины того, что с наступлением учебного года заболеваемость учеников и воспитанников детских садов начинает расти. Профилактика гриппа в школе или дошкольных учреждениях (ДОУ) направлена на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. Мероприятия проводятся силами персонала и администрации.

Инфекционные заболевания в детском возрасте

Начиная посещать общеобразовательное учреждение, ребенок сталкивается с новыми вирусами. Первое время частота ОРВИ может впечатлять родителей, но если малыш переносит болезнь без осложнений, быстро восстанавливается, и «светлые» промежутки между эпизодами насморка, кашля, температуры становятся все длиннее – переживать не стоит. Американские ученые допускают, что соматически здоровый ребенок может переносить респираторную инфекцию до 10-12 раз в год, и российские – до 6 раз в год.

Детские карантинные инфекции

Но стоит ли «махнуть рукой» и ждать, когда ребенок перерастет ОРВИ и натренирует иммунитет? Скорее, нет, Да, в раннем возрасте защитные силы организма не работают в полную силу: иммунная память еще не пополнилась сведениями бактериях и вирусах. Но есть инфекционные заболевания, опасные для жизни и здоровья малыша, и очень быстро распространяющиеся в группах, классах, с формированием вспышек или эпидемий. Это так называемые детские карантинные инфекции:

  • корь;
  • скарлатина;
  • коклюш:
  • дифтерия;
  • ветряная оспа;
  • полиомиелит;
  • пневмококковая инфекция;
  • гемофильная инфекция;
  • менингококковая инфекция;
  • эпидемический паротит.

Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.

Грипп и коронавирус

Вирус гриппа, коронавирус относят к карантинным инфекциям, опасным для детского и взрослого населения. Но вакцинироваться от гриппа «впрок» невозможно. Вирус регулярно мутирует, центры изучения этой инфекции в различных странах передают информацию в ВОЗ. На основании обновленных сведений об актуальном штамме вируса микробиологи создают вакцины, способные защитить от заражения. Поэтому дети и взрослые нуждаются в ежегодной иммунизации.

Люди уже привыкли «жить с гриппом» и часто относятся к нему, как к безобидной сезонной простуде. Стоит напомнить, что дети от 6 мес. до 6 лет входят в группу риска по развитию более тяжелого течения и опасных осложнений, среди которых: пневмония, менингит, ангина, отит, инфекционно-токсический шок. У маленьких пациентов симптомы могут развиваться стремительно и приводить к гибели в течение нескольких дней.

Прививки от гриппа в школе, ДОУ проводят до начала эпидемии. Для формирования иммунитета необходимо от 2 до 4 недель. Вакцины, которые поступают в садики и школы, можно получить бесплатно. Родители имеют право привить детей в частных или государственных медицинских центрах. При выборе вакцинации за свой счет доступны российские, импортные препараты.

Прививка от гриппа обычно хорошо переносится. К самым частым нежелательным эффектам относят:

  • покраснение, уплотнение в месте укола;
  • ломоту в мышцах и суставах;
  • повышение температуры тела до 37 градусов в течение 2-3 дней.

Если родители сомневаются в том, можно ли вакцинировать ребенка от гриппа, следует задать интересующие вопросы педиатру. При наличии индивидуальной непереносимости, кожных заболеваниях, острых и некомпенсированных хронических расстройствах вакцинацию откладывают или делают отметку в карте о наличии противопоказаний к введению.

Бывает, что родители не хотят вакцинировать ребенка в школе, уже посетили частный прививочный кабинет или не планируют проводить иммунизацию вообще. В таком случае они имеют право написать отказ от прививки и предоставить его в садик или школу. Но следует понимать, что при возникновении эпидемии, росте числа заболевших гриппом ребенок, не вакцинированный от заболевания, может быть не допущен до посещения учреждения.

Вакцина от коронавируса пока находится на стадии клинических испытаний и не допущена в массовое производство. Говорить о плановом введении препарата всем детям рано.

Противоэпидемические мероприятия

Предотвратить распространение заболевания в детском коллективе можно с помощью различных групп мероприятий. К ним относят:

  1. Информирование детей и родителей об основных инфекциях, приводящих к вспышкам и эпидемиям, правилах поведения во время роста заболеваемости. При наличии вакцины – беседы о плановых прививках, ответы на актуальные вопросы.
  2. Обучение детей поведению при выявлении инфекции в коллективе, правильному использованию средств индивидуальной защиты.
  3. Контроль правильности выполнения противоэпидемических мероприятий: оценка, следуют ли дети рекомендациям.

По времени применения защитные действия делятся на три группы: подготовительные, которые проводят перед сезоном гриппа и ОРВИ, предпринимаемые при регистрации подъема заболеваемости и карантинные мероприятия, начинающиеся при преодолении эпидемического порога.

Что нужно сделать перед сезоном простуд

Готовя образовательное учреждение к осенне-зимнему периоду, важно обратить внимание на микроклимат, наличие средств и устройств для обеззараживания помещения, средств индивидуальной защиты. Медицинские работники готовят справочную информацию, проводят лекции для персонала, проводят вакцинацию. Полный перечень мероприятий включает в себя:

  • оценку теплового режима, графика проветривания залов для отдыха, учебы, хозяйственных и административных помещений;
  • проверку работоспособности бактерицидных ламп, рециркуляторов, наличие расходных материалов и средств для уборки;
  • пополнение запаса средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), моющих средств, салфеток;
  • оборудование помещения под медицинский изолятор (с санузлом) для временного нахождения воспитанников с подозрением на ОРВИ;
  • проведение плановой иммунизации от гриппа среди сотрудников школы, детского сада;
  • организацию обучения мерам личной и коллективной профилактики гриппа и ОРВИ в ДОУ, методам выявления детей с признаками гриппа и простуды (термометрия, опрос, наблюдение за состоянием);
  • обучение клинингового персонала правилам уборки в период эпидемии, контроль наличия у них медицинских книжек с отметкой о вакцинации от гриппа, кори;
  • заполнение информационных стендов актуальной информацией о респираторных инфекциях, по возможности – организация выдачи раздаточного материала с перечислением основных способов защиты и рекомендаций родителям;
  • организация осмотра, термометрии детей при входе в садик или школу, разработка способов разобщения разных классов и возрастных групп.

Наряду с оснащением образовательных учреждений и работой с персоналом важно охватить профилактическими мероприятиями детей, их родителей не только во время пребывания в школе или ДОУ, но и дома, в общественных местах. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки помогут укрепить иммунитет и защитить от заболевания.

Грипп – вакциноуправляемая инфекция. При достаточном проценте привитых лиц препарат защищает от развития вспышек и эпидемии. Перед началом учебного года следует предупредить родителей об осложнениях заболевания и предоставить информацию о преимуществах вакцины, местах проведения и оптимальных сроках плановой иммунизации. Рекомендованы обучающие занятия, на которых родители или сами ребята повторят основные правила поведения в период распространения респираторных инфекций:

  1. Защита органов дыхания при посещении общественных мест и появлении симптомов гриппа, ОРВИ. Правила ношения маски, респиратора, критерии смены средств защиты.
  2. При появлении признаков инфекции – отказ от встреч с друзьями, нахождение дома, при подъеме температуры – вызов врача из поликлиники.
  3. Применение одноразовых салфеток во время кашля или чихания с последующей утилизацией в полиэтиленовых пакетах и очищением рук (мытье с мылом или обработка антисептическими средствами);
  4. Одежда по погоде. В случае с дошкольниками, детьми, посещающими группы продленного дня – предусмотреть сменный комплект;
  5. Сокращение визитов в общественные места, по возможности регулярные прогулки, игры на свежем воздухе.
  6. Частое проветривание помещений, при сухости воздуха в них – применение увлажнителя, мойки воздуха. Регулярная влажная уборка дома.
  7. Если ребенок заболел, важно остаться дома, так как пациент даже с легкими признаками ОРВИ может стать источником инфекции для окружающих, вызвать врача и следовать его рекомендациям.

Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости

В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:

  • Регулярное информирование родителей о мерах защиты (стенды, распространение листовок через чаты, обновление контента на сайте ДОУ).
  • Контроль работы «фильтров» на входе в детский сад или школу, изоляция детей с признаками ОРВИ;
  • Бесперебойное обеспечение учреждения моющими, антисептическими средствами, соблюдение режима обработки, проветривания помещений.
  • Регулярные осмотры персонала, отстранение от работы, изоляция лиц с признаками инфекции.
  • Отказ от общественного транспорта для коллективной транспортировки учащихся.
  • Масочный режим для педагогического состава и вспомогательного персонала учреждения, в том числе и при общении с выявленным ребенком с признаками простуды.
  • Ограничение перемещения учащихся по школе, переход на кабинетную систему, отмена занятий, на которых дети из разных классов длительное время находятся вместе.
  • Отмена культурно-массовых мероприятий (спортивные состязания, посещение театра, музея, проведение дискотеки).

Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.

Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.

Карантин как способ профилактики

Если, несмотря на применяемые меры, заболеваемость респираторными или другими инфекциями продолжает расти, встает вопрос о необходимости карантина. В каком случае будут вводить карантин в школе, детском саду, решает директор, заведующая или их заместителей на основании предписания органов исполнительной власти.

Карантин – это перечень мероприятий, направленных на ограничение контактов лиц, находящихся на определенной территории (семья, сад или школа, город, область, страна). Его назначают тогда, когда общее число больных с теми или иными инфекциями начинает превышать определенную отметку – так называем эпидемиологический порог. Это говорит о том, что применяемые ранее меры недостаточно эффективны и нуждаются в усилении. Ограничительные меры, как правило, не имеют отношения к неинфекционным болезням, но могут касаться лиц с хроническими тяжелыми патологиями, вследствие чего те входят в группу риска по тяжелому течению при заражении и развитию состояний, угрожающих жизни людей.

На это время заболевшие могут быть изолированы в лечебных учреждениях. Те, кто с ними контактировал, ограничены в общении с окружающими и передвижении (обсервация). Длительность обсервации зависит от инкубационного периода возбудителя.

Карантинные мероприятия для профилактики гриппа или других инфекционных заболеваний в садике или школе включают в себя:

  1. Ежедневный учет посещаемости учреждения детьми.
  2. Первичный контроль симптомов и термометрия на входе.
  3. При выявлении признаков ОРВИ и гриппа в школе ребенок осматривается медицинским работником и выводится из учреждения. Родители оформляют больничный лист по уходу.
  4. Информация по отсутствующим детям фиксируется в журнале. При отсутствии сведений о ребенке учитель или воспитатель должен связаться с его родителями.
  5. Статистика о заболевших ежедневно передается руководству образовательного учреждения.
  6. При отсутствии не менее 20% воспитанников детского сада по причине гриппа или ОРВИ при выявлении 1-2 случаев пневмонии учреждение закрывается на карантин. Для школы выявление 20% заболевших и 1-2 детей с пневмонией – основание для введения ограничительных мероприятий в классе, а при отсутствии 30 % и более учеников из-за ОРВИ и 8-10 человек по причине пневмонии карантин распространяется на всю школу.
  7. Если в половине и более школ города на месте отсутствует 30% учащихся из-за вирусных заболеваний, может быть принято решение о введении карантина во всех средних общеобразовательных учреждениях.
  8. В отдельных случаях на карантин выводят только заболевшего ребенка.
  9. Перед объявлением карантина медицинский персонал готовит экстренное извещение и передает его в территориальное отделение Роспотребнадзора.
  10. Разрабатывается комплекс карантинных мероприятий, сроки, в течение которых действуют ограничения. Эти сведения издаются в виде приказа по учреждению.
  11. Информация доводится до родителей учеников (воспитанников).
  12. Для каждого класса (или группы) прописывается свой перечень мероприятий, в том числе: кратность влажной уборки, кварцевания.

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году ученики части школ были переведены на дистанционное обучение. Для снижения числа детей в учреждениях и сохранения очного образования у тех категорий, которым это наиболее важно, в плановом порядке были выведены на дистанционное обучение школьники среднего звена.

Карантин в школах из-за коронавируса объявляется при значительном росте числа заболевших и приводится постановлением регионального отделения Роспотребнадзора.

Во время распространения респираторных инфекций в детских садах и школах проводятся мероприятия, направленные на защиту детей, быстрое выявление заболевших, своевременное обеспечение вакцинами, средствами индивидуальной защиты. Объем ограничительных мер зависит от числа зараженных, тяжести инфекции. Объявление карантина происходит по постановлению Роспотребнадзора, выполнение требований является обязательным условием для сохранения жизни и здоровья населения.

Яндекс.Метрика